Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Мнемотехника: техники и приемы

Определение 1

Мнемотехника – это метод обучения, ориентированный на быстрое усвоение учебной информации, опирающийся на построение ассоциаций.

Мнемотехника стимулирует развитие навыков запоминания информации. Это особенно актуально для той информации, которая не поддается механическому запоминанию и требует осознанного освоения.

Мнемотехника. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Мнемотехника. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Мнемотехника относится к современным образовательным технологиям. Она находит активное и продуктивное использование в образовательном процессе на всех уровнях.

Использование мнемотехники в образовательном процессе

Технология мнемотехники ориентирована на активизацию всех психических процессов учащихся, принимающих участие в образовательной деятельности, познавательное и интеллектуальное развитие детей.

Необходимость использования мнемотехники в образовательном процессе обусловлено рядом ее положительных черт и возможностей в направлении общего развития учащихся, активизации их познавательного интереса и формирования навыков продуктивного запоминания учебной информации. Использование мнемотехники позволяет:

  • Сформировать у учащихся навыки согласованного расположения членов предложения и их оформления в связное высказывание.
  • Обогатить словарь и диалогическую речь учащихся.
  • Развить навыки построения понятных и целеориентированных монологов.
  • Устранить проблемы несовершенства в развитии разных сторон мышления.
«Мнемотехника: техники и приемы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Мнемотехника имеет ряд преимуществ перед другими технологиями образования. В частности:

  1. Мнемотехника ориентирована на рассмотрение развития учащегося в качестве процесса, носящего системный характер, что обуславливает подбор соответствующих приемов и методов развития навыков запоминания;
  2. Экономия ресурсов при реализации образовательной деятельности. Применяются, имеющиеся дидактические средства и методические основы в новых видах, посредством новых подходов;
  3. Образовательный процесс реализуется в опоре на принцип индивидуальной направленности. Учитываются возможности, потребности и интересы каждого конкретного учащегося, а педагог принимает на себя роль наставника, сопроводителя обручения;
  4. Образовательная деятельность реализуется во всех образовательных областях;
  5. Мнемотехники могут быть использованы на любых уровнях, этапах обучения, в познании различных дисциплин, в урочной и внеурочной деятельности, педагогами и родителями.

Мнемотехника дает возможности развития зрительной и слуховой памяти, активизирует восприятие и развивает воображение, кругозор и стимулируют работу речевого аппарата.

Подходы при использовании мнемотехники в образовательном процессе

Использование мнемотехники в реализации образовательной деятельности осуществляется в опоре на следующие подходы:

  • Системный подход. Он предполагает применение методов и приемов мнемотехники в обучении и воспитании т.е. память, речь, воображение и иные психические процессы развиваются и в ходе образовательной и в ходе воспитательной работы.
  • Деятельностный подход. Предполагается применение приемов мнемотехники в активной деятельности учащихся. Педагог дает схемы, направления развития, а учащиеся дополняют их, развивают свои в опоре на данные.
  • Культурологический подход. Он связан с формированием навыков культурной речи. Учащиеся осваивают правила культуры речи, обучаются выстраиванию грамматически верных предложений, расширяют словарный запас выразительными языковыми средствами.
  • Личностный подход. Он предполагает выбор приемов и методов мнемотехники в зависимости от параметров личностного развития конкретного учащегося.
  • Диалогический подход. Предполагается организация учебного процессе в форме диалогового взаимодействия педагога и учащегося.
  • Информационный подход. Он связан со схематичным представлением информации об окружающем мире, ее представлением в табличных формах, воспроизведением и переработкой учащимися.

Приемы запоминания

Мнемотехника предполагает работу над развитием навыков запоминания. Для этого используется ряд продуктивных приемов. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Прием естественных ассоциаций. Данный прием основан на формировании навыков запоминания информации в опоре на использование ассоциаций. Познании окружающего мира реализуется через работу ассоциативного мышления. К примеру, берется знакомая местность, известные данные, объекты со сходными признаками.
  2. Прием символизации. Он связан с запоминанием абстрактных слов через их визуальное представление. Для запоминания слов применяются известные символы, такие как: голубь-символ мира; череп и кости – символ смерти. Символы можно формировать самостоятельно. Опора, опять-таки, идет на ассоциации. Через символы происходит расширение семантического поля учащихся.
  3. Прием эйдетики. Он связан с формированием навыков образного восприятия окружающей действительности. В работе применяются интересные для учащихся ассоциации. Они должны повысить эмоциональный интерес учащихся, чтобы запоминание стало более продуктивным и устойчивым. Хорошо представлять ощущения, которые вызывает тот или иной объект. Это способствует более осознанному восприятию информации и закреплению материала в структуре мозга.

Приемы манипуляции с образами

Приемы манипуляции с образами связаны с визуализацией той информации, которая подлежит запоминанию. Те слова, которые необходимо запомнить, превращаются в картинки в сознании, посредством использования воображения.

К основным приемам манипуляций с образами относятся:

  1. Прием наложения образов. Происходит создание матрицы через наложение образов на слова и фразы. Происходит построение связки, позволяющей вспомнить связи между стимулами и информацией для изучения и запоминания.
  2. Прием уменьшения и увеличения образов. Такой прием используется через формирование сложных образов к запоминаемым словам и помещения в них более простых образов. Предполагается детальное рассмотрение объектов: образы формируются к отдельным частям, сущностным характеристикам объектов.
  3. Прием трансформации образов. Он предполагает видоизменение воображаемых объектов: их уменьшение или увеличение, изменение величин, толщин, добавления и удаления деталей.
Дата последнего обновления статьи: 19.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot