Мнемотехника – это метод обучения, ориентированный на быстрое усвоение учебной информации, опирающийся на построение ассоциаций.
Мнемотехника стимулирует развитие навыков запоминания информации. Это особенно актуально для той информации, которая не поддается механическому запоминанию и требует осознанного освоения.
Рисунок 1. Мнемотехника. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Мнемотехника относится к современным образовательным технологиям. Она находит активное и продуктивное использование в образовательном процессе на всех уровнях.
Использование мнемотехники в образовательном процессе
Технология мнемотехники ориентирована на активизацию всех психических процессов учащихся, принимающих участие в образовательной деятельности, познавательное и интеллектуальное развитие детей.
Необходимость использования мнемотехники в образовательном процессе обусловлено рядом ее положительных черт и возможностей в направлении общего развития учащихся, активизации их познавательного интереса и формирования навыков продуктивного запоминания учебной информации. Использование мнемотехники позволяет:
- Сформировать у учащихся навыки согласованного расположения членов предложения и их оформления в связное высказывание.
- Обогатить словарь и диалогическую речь учащихся.
- Развить навыки построения понятных и целеориентированных монологов.
- Устранить проблемы несовершенства в развитии разных сторон мышления.
Мнемотехника имеет ряд преимуществ перед другими технологиями образования. В частности:
- Мнемотехника ориентирована на рассмотрение развития учащегося в качестве процесса, носящего системный характер, что обуславливает подбор соответствующих приемов и методов развития навыков запоминания;
- Экономия ресурсов при реализации образовательной деятельности. Применяются, имеющиеся дидактические средства и методические основы в новых видах, посредством новых подходов;
- Образовательный процесс реализуется в опоре на принцип индивидуальной направленности. Учитываются возможности, потребности и интересы каждого конкретного учащегося, а педагог принимает на себя роль наставника, сопроводителя обручения;
- Образовательная деятельность реализуется во всех образовательных областях;
- Мнемотехники могут быть использованы на любых уровнях, этапах обучения, в познании различных дисциплин, в урочной и внеурочной деятельности, педагогами и родителями.
Мнемотехника дает возможности развития зрительной и слуховой памяти, активизирует восприятие и развивает воображение, кругозор и стимулируют работу речевого аппарата.
Подходы при использовании мнемотехники в образовательном процессе
Использование мнемотехники в реализации образовательной деятельности осуществляется в опоре на следующие подходы:
- Системный подход. Он предполагает применение методов и приемов мнемотехники в обучении и воспитании т.е. память, речь, воображение и иные психические процессы развиваются и в ходе образовательной и в ходе воспитательной работы.
- Деятельностный подход. Предполагается применение приемов мнемотехники в активной деятельности учащихся. Педагог дает схемы, направления развития, а учащиеся дополняют их, развивают свои в опоре на данные.
- Культурологический подход. Он связан с формированием навыков культурной речи. Учащиеся осваивают правила культуры речи, обучаются выстраиванию грамматически верных предложений, расширяют словарный запас выразительными языковыми средствами.
- Личностный подход. Он предполагает выбор приемов и методов мнемотехники в зависимости от параметров личностного развития конкретного учащегося.
- Диалогический подход. Предполагается организация учебного процессе в форме диалогового взаимодействия педагога и учащегося.
- Информационный подход. Он связан со схематичным представлением информации об окружающем мире, ее представлением в табличных формах, воспроизведением и переработкой учащимися.
Приемы запоминания
Мнемотехника предполагает работу над развитием навыков запоминания. Для этого используется ряд продуктивных приемов. Рассмотрим некоторые из них:
- Прием естественных ассоциаций. Данный прием основан на формировании навыков запоминания информации в опоре на использование ассоциаций. Познании окружающего мира реализуется через работу ассоциативного мышления. К примеру, берется знакомая местность, известные данные, объекты со сходными признаками.
- Прием символизации. Он связан с запоминанием абстрактных слов через их визуальное представление. Для запоминания слов применяются известные символы, такие как: голубь-символ мира; череп и кости – символ смерти. Символы можно формировать самостоятельно. Опора, опять-таки, идет на ассоциации. Через символы происходит расширение семантического поля учащихся.
- Прием эйдетики. Он связан с формированием навыков образного восприятия окружающей действительности. В работе применяются интересные для учащихся ассоциации. Они должны повысить эмоциональный интерес учащихся, чтобы запоминание стало более продуктивным и устойчивым. Хорошо представлять ощущения, которые вызывает тот или иной объект. Это способствует более осознанному восприятию информации и закреплению материала в структуре мозга.
Приемы манипуляции с образами
Приемы манипуляции с образами связаны с визуализацией той информации, которая подлежит запоминанию. Те слова, которые необходимо запомнить, превращаются в картинки в сознании, посредством использования воображения.
К основным приемам манипуляций с образами относятся:
- Прием наложения образов. Происходит создание матрицы через наложение образов на слова и фразы. Происходит построение связки, позволяющей вспомнить связи между стимулами и информацией для изучения и запоминания.
- Прием уменьшения и увеличения образов. Такой прием используется через формирование сложных образов к запоминаемым словам и помещения в них более простых образов. Предполагается детальное рассмотрение объектов: образы формируются к отдельным частям, сущностным характеристикам объектов.
- Прием трансформации образов. Он предполагает видоизменение воображаемых объектов: их уменьшение или увеличение, изменение величин, толщин, добавления и удаления деталей.