Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Основные методы успешного запоминания

Все предметы / Психология / Основные методы успешного запоминания
Определение 1

Запоминание — это формирование связи между элементами воспринимаемой информации. На уровне физиологии воспринимаемая информация начинает вызывать раздражение определенной нейронной группы, а под влиянием информационных импульсов создаются связи нейронов.

Особенности успешного непроизвольного запоминания

Любое повторение одного и того же материала активизирует соответствующую группу нейронов, при этом связи, возникающие между ними, с каждым разом укрепляются. Соответственно, и само запоминание на сознательном уровне становится все более устойчивым и долговременным.

В соответствии со степенью активности протекания процесса необходимо выделить два типа запоминания: непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). Для первого из них не характерно наличие заранее поставленной цели, оно не предполагает использование определенных приемов и не требует, как правило, проявления волевых усилий. Оно не зависит от человека, но может быть улучшено.

Непроизвольное запоминание представляет собой запечатление того, что оказало воздействие на человека с сохранением некоторого следа от возбуждения в коре головного мозга. Лучшим образом будет запоминаться в этом случае то, что обладает жизненно важным значением для индивида. Это может относиться к интересам и потребностям, целям и задачам человека (то есть то, что имеет для него максимальное значение).

В качестве условий успешного непроизвольного запоминания выступают:

  • физические раздражители, обладающие яркостью и силой (например, выстрел пистолета, яркий свет прожекторов или фар);
  • факторы, которые вызывают повышенную ориентировочную деятельность (например, возобновление или прекращение действия, необычное протекание явления, включая его контраст в отношении фона и т. д.);
  • раздражители, которые максимально значимы для человека (например, предметы, имеющие профессиональное значение);
  • раздражители, обладающие особой эмоциональной окраской;
  • факторы, связанные с потребностями индивида;
  • факторы, выступающие как объект активной деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Особенности успешного произвольного запоминания

Произвольное запоминание отличается от непроизвольного постановкой определенной цели. Человек ставит намерение запомнить некоторую информацию с использованием специальных инструментов и приемов запоминания. Произвольное запоминание — это особенная и сложная умственная деятельность, которая подчинена задаче запомнить.

Произвольное запоминание состоит из разнообразных действий, которые выполняются для лучшего достижения поставленных целей. К подобным действиям можно отнести заучивание, сущность которого состоит в многократном повторении учебного материала до тех пор, пока он не будет усвоен полностью и без ошибок.

В состав условий успешного произвольного запоминания входят:

  • Осознание роли и высокой значимости запоминаемой информации;
  • Определение структуры материала, логической взаимосвязи составляющих частей, семантической и пространственной группировки материала;
  • Составление плана в словесном (текстовом) материале, поиск опорных фраз и слов в содержании каждой части, предоставление материала как схему, таблицу, диаграмму, чертеж, наглядный зрительный образ;
  • Осознание содержательности и доступности запоминаемых сведений, их соотнесение с опытом и направленностью субъекта запоминания;
  • Насыщенность сведений, обладающая эмоциональным и эстетическим характером;
  • Возможность использовать заучиваемый материал в профессиональной деятельности человека;
  • Установка на необходимость воспроизвести материал в соответствующих условиях.

В процессе заучивания материала рационально распределять его во времени, активно воспроизводить материал заучивания.

Методы успешного запоминания

Если информация представляет сложность для запоминания, плохо организована, существует ограничение по времени, то на помощь человеку могут прийти специальные приемы успешного и быстрого запоминания. Основой эффективного запоминания является желание, осознание, установка связей, хорошее внимание, яркость впечатлений.

Для запоминания информации, нужно хотеть ее запомнить. Этому помогает наличие четкого и осознанного намерения, постановка задачи запомнить. Осознание представляет собой то, для чего пригождается информация, как и когда человек будет ее использовать.

Для запоминания информации необходима установка связи с уже имеющимися у человека знаниями и опытом. Каждая новая единица информации должна быть обязательно с чем-то связана. Если нет никакой связи, то отыскать информацию в памяти уже сложнее. Чем больше будет обнаружено связей между мыслями или фактами, тем более высокой будет вероятность воспоминания одной информации с помощью другой.

Яркие впечатления помогают быстрее запомнить нужную информацию. Для эффективного и успешного запоминания необходимо сделать так, чтобы информация выглядела как можно ярче и представлялась легко в качестве образа.

Успешному запоминанию способствует внимание. В психологии предусмотрено несколько техник для развития и укрепления памяти. Самая эффективная техника, по мнению большинства ученых-психологов, представлена мнемоникой или мнемонической техникой.

Определение 2

Мнемотехника — это система приемов и способов, существенно облегчающих запоминание информации и увеличивающих объем памяти. Для этого в мнемотехнике предусмотрено использование ассоциативных связей.

Роль и значение мнемотехнических средств в совершенствовании памяти и в улучшении запоминания, по мнению А. Н. Леонтьева, заключается в том, что непосредственное запоминание должно стать опосредственным.

Среди методов успешного запоминания и улучшения работы памяти также выделяют метод пиктограмм, методику кроссворда, метод карточек, метод прорисовки, метод этикеток, звуковые ассоциации, метод запоминания Симона (метод крючков).

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис