Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Особенности развития памяти с применением мнемотехники

Все предметы / Психология / Особенности развития памяти с применением мнемотехники
Определение 1

Мнемотехника (мнемоника) — это система приёмов, которые помогают увеличить объём памяти и облегчают запоминание информации.

Понятие мнемотехники

Мнемотехника представляет собой совокупность специальных способов, которые облегчают запоминание полезной информации и увеличивают объём памяти посредством создания ассоциаций, т. е. замены абстрактных понятий на объекты, имеющие реальное визуальное, звуковое или кинестетическое представление. Мнемоническое запоминание включает несколько стадий:

  • Кодирование в образы;
  • Запоминание путем объединения 2 образов;
  • Запоминание последовательностей;
  • Закрепление в памяти.

Мнемотехнику используют, как правило, для запоминания сложной информации. Например, когда человеку требуется запомнить последовательность двухсот цифр, перечень из ста номеров телефона, хронологические таблицы, конспект лекции, много новых иностранных слов и др.

С помощью методов мнемотехники появляется возможность абсолютно точного воспроизведения последовательности информации. Например, ряд чисел мнемонист может воспроизвести как в прямой, так и в обратной последовательности.

Технический арсенал современной мнемотехники включает систему унифицированных приёмов запоминания. Они позволят запомнить различные сведения однотипно. Основным способом запоминания считается метод формирования ассоциации в виде связки образов, которые кодируют элементы запоминаемой информации.

Мнемоника дает возможность запомнить информацию после однократного восприятия каждой составляющей.

Современная наука рассматривает мнемонику в виде совокупности приёмов и методов запоминания, которые используются в соответствующей системе. Категория «мнемотехника» трактуется в качестве практического применения методов, сформированных в рамках конкретной мнемоники.

Роль мнемотехники в развитии памяти

В основе запоминания в мнемонике лежит свойство памяти очень быстро запоминать связь одновременно воспринимаемых образов (связь образов, создаваемую в воображении). Иллюстрированная система образных кодов, принятая в русскоязычной мнемонике, представляет собой один из базовых методов запоминания. Также широко используется «ударный метод» как приём образования искусственных ассоциаций (производится связь нескольких образов с элементами одного образа).

Готовые работы на аналогичную тему

Объём запоминания, получаемый с помощью мнемоники, ограничивается относительно низкой скоростью запоминания (в среднем требуется шесть секунд на запись одной связи). Мнемоническое запоминание аналогично образному конспектированию, поскольку запоминается только самое важное в качестве зрительного образа.

В случае запоминания большого объема информации в том или ином виде можно использовать ментальный мнемический процесс и метод запоминания группирования. Он состоит из следующих стадий:

  • Разбивка массива на известные и неизвестные фрагменты;
  • Соединение составных частей каждого неизвестного фрагмента в единый целостный объект памяти;
  • Увязка совокупности известных и объединённых фрагментов массива в единое целое;
  • Повтор действий (разбивка, объединение и увязка до итогового результата, который представлен набором ассоциативно связанных объектов памяти).

Последний этап обеспечивает удобный и простой доступ памяти к содержимому исходного информационного массива. У детей до 14 лет формируется абстрактно-логическое мышление. Они запоминают преимущественно то, что переживают сами лично. Мнемотехника дает возможность связать абстрактные понятия из школьных предметов с жизненными событиями и явлениями. Это упрощает процесс запоминания и обучения.

Регулярные занятия мнемотехникой помогут развить внимание и память, обогатить речь и словарный запас, совершенствовать фантазию и творческие способности. Сущность техники в развитии памяти заключается в связке слов и определений в единый текст. Смешная история запоминается гораздо проще, чем двадцать абстрактных терминов. Если рассказ будет парадоксальным и фантастическим, то он более просто войдёт в память.

Преимущества мнемотехники при развитии памяти состоят в том, что система не предполагает предварительную подготовку, тренирует креативность. Среди недостатков следует отметить, что метод не подойдет для запоминания очень большого объёма информации.

Мнемонические приемы развития памяти

Психологией разработаны методы, приемы и способы, которые способствуют более успешному запоминанию информации. Это может понадобиться школьникам, студентам и работникам интеллектуальной и экономической сферы.

Основной принцип мнемотехники состоит в замене абстрактных объектов понятиями, имеющими визуальное, аудиальное и чувственное представление. Данные методы запоминания какой-либо информации основываются на психологии человека и его восприимчивости. Если человек знает и использует мнемотехники, то это поможет ему быстрее и лучше запоминать имена, фамилии, адреса, цифры.

Мнемонические приемы включают большой набор методов запоминания. Среди них необходимо выделить цифробуквенный код, ассоциации, рифмы, созвучие и др. При запоминании по методу «цифробуквенный код» сознание зашифровывает слова в виде букв. Далее с помощью букв и происходит запоминание необходимой информации.

Используя какие-либо яркие ассоциации, мозг лучше запоминает информацию. Если человеку нужно вспомнить и восстановить данные, то он должен вспомнить эти необыкновенные ассоциации, приходившие в момент запоминания.

В ходе восприятия информации можно придумать несколько пар слов, которые рифмуются в небольшое стихотворение, содержащее запоминаемый материал. Это поможет впоследствии вспомнить нужную информацию. Если взять за основу слова или словосочетания, то появляется возможность запоминать иностранные слова, сложные категории, научные понятия.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис