Необходимость наличия миссии у образовательной организации
Миссия образовательного учреждения – это назначение его деятельности, связанное с выполнением социального заказа и удовлетворением образовательных потребностей общества.
Рисунок 1. Миссия образовательного учреждения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Учебное заведение – школа, техникум, лицей, профессиональное училище, является организацией. Как организационная структура, любое из этих учреждений имеет свою миссию функционирования.
Миссия необходима образовательному учреждению по следующим причинам:
- Согласование действий всех сотрудников образовательного заведения, необходимое для формирования единой направленности их деятельности, т.е. осуществляется ориентация на достижение целей и задач образования и происходит исключение ухода отдельного педагога от достижения данной цели.
- Демонстрация своей социально значимой деятельности. Посредством миссии, учебное заведение показывает окружающим свои услуги и направления деятельности, ответственность за качество обучения и соответствие своей деятельности федеральным стандартам.
- Конкурентоспособность на рынке образовательных услуг. Современное общество находится в стадии активного развития всех сфер жизнедеятельности. Образование – не исключение. Открывается множество учебных заведений, частного и государственного характера финансирования, которые предлагают широкий спектр образовательных услуг. Миссия помогает организации выделиться на рынке образовательных услуг и завоевать уважение среди потребителей.
Миссия необходима каждому учебному заведению. Она отражает его уважение к собственной деятельности, а соответственно, гарантирует уважение к потребителям образовательных услуг.
Особенности миссии образовательного заведения
В отличие от иных организаций, учреждения системы образования имеют свои особенности функционирования. Поэтому, миссия образовательного заведения имеет следующие особенности:
- Образовательные учреждения не обладают свободой в выборе направлений своей деятельности и целевых ориентиров. Они не могут маневрировать на рынке, путем изменения отраслей своей деятельности. Поэтому, миссия выступает важным инструментом выражения позиции образовательной организации и ее утверждения на рынке;
- Многие учебные заведения имеют организационную форму (АО, ОАО, ООО). Это требует от них согласование своей миссии и видов деятельности с учредителями;
- Основные компоненты миссии образовательного заведения имеют связь с природой образования т.е. они обусловлены самой спецификой образовательной деятельности и ее особенностями;
- Образовательная организация имеет важную социальную роль, а соответственно ее миссия обладает огромной социальной значимостью. В миссии должна быть выражена социальная ответственность образовательного заведения и ее высокое предназначение;
- Формирование миссии образовательной организации является способом просвещения, современной школой, потребителей образовательных услуг о культуре социального заказа на образования и необходимости соизмеримых требований заказа с возможностями организации;
- Адекватность миссии. Миссия образовательного учреждения должна давать адекватные сведения о своих возможностях т.е. миссия не может включать задачи, решение которых требует большей ответственности и больших ресурсов, чем те, которые есть в наличии у образовательной организации;
- Миссия каждого образовательного учреждения носит уникальный характер. Это обусловлено тем, что формулировка миссии образовательных учреждением свидетельствует об его индивидуальности и неповторимости, иных возможностях и способностях. Это мотивирует потребителей к выбору данного образовательного заведения, а следовательно повышает его конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.
Рисунок 2. Миссия образовательного учреждения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Формулирование миссии образовательного учреждения
Поскольку миссия образовательного учреждения имеет свои особенности, то и ее формулирование связано отличается от формулирования миссии иных организаций. К примеру, миссия туристической фирмы может быть уложена в одну фразу, а миссия деятельности промышленного предприятия в пару предложений.
Что касается формулирования миссии образовательного учреждения, то она должна полноценно отражать спектр услуг, предоставляемых им, функциональную роль образовательного учреждения и его потенциальные возможности.
Формулирование миссии образовательного учреждения сводится к ответу на следующие вопросы:
- Ориентация на определенный социальный заказ, т.е. деятельность учреждения ориентируется на конкретного пользователя образовательных услуг (например, у учреждения дополнительного образования имеется своя аудитория заказчиков, у ДОУ – своя, и у школ – своя.
- Учет миссии при принятии образовательной программы учреждением.
- Что делать, если запросы заказчиков образовательных услуг превышают потенциальные возможности учебного заведения.
- Приоритетные направления образовательной деятельности образовательной организации.
- Вариативность образовательных маршрутов, предоставляемых образовательным заведением.
- Качество предоставляемых образовательных услуг и их соотношение с требованиями ФГОС.
- Наличие отдельных направлений образовательной деятельности, по которым предоставляются образовательные услуги более высокого качества или уникального характера.
- Принципы деятельности образовательной организации.
- Принципы построения взаимоотношений с партнерами.
- Предоставление образовательным заведением гарантий по защите прав учащихся и гарантий по качеству полученных образовательных услуг.
- Предоставление дополнительных образовательных услуг и иных развивающих направлений деятельности учреждением.
- Применение в образовательной организации инновационных методов и форм организации образовательной деятельности.
- Требования образовательной организации к своим сотрудникам и их профессионализму.
- Обязательства и ответственность учреждения перед социальной сферой в части предоставления образовательных услуг.
- Возможности участия родителей в образовательном процессе учебного заведения.