Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Маркетинг в сфере образования

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Маркетинг в сфере образования

Образовательное учреждение является предприятием, оказывающим образовательные услуги. Сегодня сфера образования характеризуется появлением множества платных образовательных учреждений, начиная от коммерческих ВУЗов, и заканчивая частными школами. Каждой образовательной организации необходимо занять свое особое место на рынке. А значит, есть необходимость разработать эффективную маркетинговую стратегию. Однако сейчас нет единого стандарта для организации всех предприятий с учетом маркетинговых принципов. К разработке и применению конкретного маркетингового решения следует подходить индивидуально, учитывая специфику деятельности предприятия и, безусловно, особенности рынка, на котором они функционируют.

Организация управления маркетингом в образовательном учреждении

Целью маркетинга в образовательной сфере образования - укрепление отношений между образовательным учреждением и потребителем. Для потребителя важно наличие хорошей репутации у предприятия, а само образовательное учреждение желает установить долгосрочные отношения с потребителями. Задача маркетинга в сфере образования заключается не только в привлечении новых потребителей, но и в адаптации к поведению конкурентов.

Образовательные учреждения, успешно применяющие принципы маркетинга в своей деятельности, строят работу следующим образом:

  1. Высшее руководство должно найти поддержку и понимание у линейных руководителей ключевых ценностей и целей в достижении миссии образовательного предприятия.
  2. Тщательное проведение анализа сильных и слабых сторон главных ресурсов и сил учреждения.
  3. Изучение внешней среды образовательного учреждения: политических, экономических, демографических, культурных, социальных, правовых факторов и условий.
  4. Анализ и оценка ближайшего окружения, или микросреда: финансовых и административных ресурсов, усилий преподавательского и административного состава, ожиданий и потребностей учащихся.
  5. Оценка платежеспособности ключевых целевых сегментов, особенностей стратегии конкурентов, изучение их ценовых и рекламных подходов и приемов.

Отличие маркетинга образовательных услуг от маркетинга товаров

Замечание 1

Главной и конечной целью образовательной организации является позитивное воздействие на поведение целевого сегмента и достижение лояльности к учебному заведению.

Достигнуть это можно, изменив их взгляды и представления посредством доведения до них определенной информации, применения комплекса коммуникаций маркетинга. Принципиальное отличие маркетинга образовательных услуг от маркетинга товаров состоит в том, желаемые результаты оказания услуг формируются и формулируются одновременно с двух сторон – получателем и исполнителем. Маркетинг товарного рынка же строится на изучении запросов целевой аудитории, которые и закладываются в основу позиционирования выпускаемых товаров. Образовательная услуга формируется и разрабатывается под предпочтения целевого потребителя. Услуги нельзя стандартизировать, или «поставить на потто» в массовом масштабе. Это не только невозможно делать, но и подчас невыгодно. Разработку услуг всегда следует производить индивидуально, ориентируясь на характер своего заказчика.

Комплекс маркетинга в сфере образования

Основное место в маркетинговом процессе образовательных услуг принадлежит разработке комплекса маркетинга. Для сферы услуг маркетинг - микс принято расширять до «семи Р» за счет появления трех дополнительных «Р»: персонал, физическое окружение и процесс.

Рассмотрим каждый элемент маркетинг – микса:

  • Продукт – некая образовательная программа, разработанная учебным заведением для удовлетворения потребностей в получении образования или профессиональной переподготовке .
  • Цен является компонентом, формирующим прибыль. Покупатель образовательных услуг т готов платить высокую цену тогда, когда производитель наглядно продемонстрирует дополнительные характеристики образовательной программы, отличные их от программы конкурентов, или же дополнительные особенности в форме качества обслуживания или квалификации персонала организации.
  • Каналы распределения – это способы предоставления услуги, или путь, по которому услуга движется от производителя к потребителям.
  • Продвижение – это разного рода личные и неличные коммуникации, которые использует образовательное учреждения для продвижения своих услуг.
  • Персона: квалификацию и профессионализм преподавателей можно назвать одним из важнейших факторов, влияющих на конкурентоспособность образовательной услуги.
  • Физическое окружение – это среда, в которой производится предоставление услуги, а также некие осязаемые объекты, применяемые в процессе обслуживания.
  • Процесс – это процедуры, последовательности действий и механизмы, обеспечивающие оказание образовательных услуг.
Определение 1

Маркетинг образовательных услуг - это деятельность, которая направлена на удовлетворение общественных потребностей, то есть определенная совокупность различных приемов, инструментов и методов организации работы.

Можно сказать, что сегодня маркетинг образовательных услуг только начинает активно развиваться. Многие учебные заведения создают отделы по продвижению образовательных услуг на существующий рынок.