Методологические основы социальной педагогики
К методологическим основам социальной педагогики (в самом широком смысле слова) можно отнести концептуальные, теоретические знания и положения, выполняющие методологическую функцию по отношению к социальной педагогике. Методологические основы вырабатываются педагогикой, социальной философией, философией, социальной психологией, психологией, этнографией, социальной работой, медициной, социологией и др. науками.
Методологические основы социальной педагогики (в узком смысле) – цели, формы организации, принципы построения способов и средств научного познания социально-педагогической действительности.
Социально-педагогическая деятельность осуществляется благодаря использованию определенных средств. Все средства можно разделить на две основные группы:
- приспособления, орудия и иные предметы, которые необходимы для осуществления деятельности;
- способы деятельности.
Способы социально-педагогической деятельности – это определенная совокупность методов и приемов деятельности, которые обеспечивают достижение ее результата.
Методы социальной педагогики
Метод (в самом общем виде) – это способ достижения определенной цели благодаря упорядоченной деятельности.
Методы вырабатываются во время практической деятельности и закрепляются благодаря многократному воспроизведению в опыте многих людей. Отработанные и многократно проверенные способы социально-педагогической деятельности позволяют деятельности быть более целенаправленной, рационально организованной, так как любой метод предполагает достижение результата определенного рода и помогает субъекту деятельности не совершать ненужных, лишних действий.
Выделяют две большие группы методов:
- Методы познания. Используются в научно-исследовательской деятельности, выступают ведущим средством осмысления действительности, научного изучения.
- Методы деятельности. Используются в ходе практического преобразования окружающего мира человеком.
Выбор средств социально-педагогической деятельности определяется ее формой и содержанием.
Методы социальной педагогики можно представить в виде трех групп:
- Методы научного исследования.
- Методы воспитания.
- Методы социально-психологической помощи.
Методы научного исследования – способы и средства получения научной информации для установления закономерных отношений, зависимостей, связей и построения на основе этого научных теорий.
К методам исследования относятся:
- наблюдение (метод познания социально-педагогических явлений в результате их непосредственного восприятия, характерен избирательный отбор данных);
- педагогический эксперимент (совокупность различных методов исследования, обеспечивающих доказательную и научно-объективную проверку правильности гипотезы, обоснованной в начале исследования и позволяющих более масштабно проверить эффективность каких-либо новшеств в сфере социальной педагогики, сравнить роль разных факторов в структуре педагогического процесса, отобрать для соответствующих ситуаций оптимальное их сочетание, определить условия для реализации конкретных педагогических задач);
- опросные методы (интервью, беседа, анкета, оценочные шкалы, тесты);
- моделирование (воспроизведение определенных характеристик какого-либо объекта на другом объекте, созданном специально для его изучения; в основе моделирования лежит соответствие между исследуемым объектом и его моделью);
- метод изучения и обобщения передового педагогического опыта (передовой опыт должен удовлетворять следующим критериям: эффективность социально-педагогической работы, новаторство и новизна, соответствие требованиям педагогической науки, расширение сферы деятельности, соответствие передовым научным идеям и тенденциям общественного развития, достижение высоких результатов и т.д.).
Основываясь на социально-педагогические наблюдения возможно скорректировать воспитательные воздействия, спроектировать изучение подопечных с уточненной целью, верно оценить педагогическую ситуацию.
Для обработки данных в социальной педагогике широко используются математические методы исследования: шкалирование (количественный метод, позволяющий ввести цифровые показатели для оценивания отдельных сторон педагогических процессов и явлений); ранжирование (расположение собранных данных в определенной последовательности, определение в этом ряду места для каждого из исследуемых).
Методы воспитания
Методы воспитания - способы и пути совместной связанной деятельности социального педагога и воспитуемого, направленные на решение поставленных задач и достижение воспитательной цели.
Воспитательную социально-педагогическую деятельность характеризуют:
- объект изучения;
- субъект педагогической деятельности;
- цель - воспитание и развитие личности в определенном направлении;
- средства - организация деятельности объекта воспитания;
- содержание - приобщение к социальному опыту.
В современной социально-педагогической науке существует огромное количество различных методов воспитания, что несколько усложняет вопросы их классификации. Широко используется классификация, в соответствии с которой методы воспитания подразделяются на: методы организации деятельности; методы формирования сознания; методы стимулирования деятельности.
Методы социально-психологической помощи
К методам социально-психологической помощи относятся: аутотренинг и социально-психологический тренинг, психологическое консультирование, деловые игры и др.
Одним из наиболее популярных методов является психологическое консультирование. Оно предполагает оказание психологической помощи в разрешении детско-родительских, личностных, супружеских и других проблем психологического характера.
Аутотренинг — психотерапевтический метод, включающий обучению самовнушению, мышечной релаксации, развитию силы представления и концентрации внимания, умению контролировать умственную активность. Метод включает комплекс упражнений, основанных на самовнушении и саморегуляции поведения.
Социально-психологический тренинг - совокупность групповых методов развития навыков и умений самопознания, взаимодействия и общения людей в группе. Базовыми средствами являются ролевая игра и групповая дискуссия в различных их сочетаниях и модификациях.
Деловая игра — форма воссоздания социального и предметного содержания конкретной деятельности, моделирования системы отношений, свойственных для данного вида практики. В практике социальной педагогики широко распространены игры, преследующие цель - моделирование определенных педагогических ситуаций.