Понятие методологии в педагогике
Для эффективного развития педагогики ей необходимо опираться на исходные положения, которые дают правильные представления об изучаемых феноменах. Такими положениями являются частная, общая, специальная методология педагогической науки и теоретические положения, объясняющие сущность образования, обучения, воспитания как общественных явлений. Наличие методологии в педагогике является основным признаком научной организации данной деятельности, потому что благодаря методологии педагогическая деятельность становится предметом осознания, рационализации и обучения.
Следует отметить, что понятие педагогической методологии включает в себя два аспекта:
- методологию педагогической науки или научно-педагогического исследования,
- методологию педагогической деятельности, т.е. практическую деятельность педагога.
Методология педагогической науки и деятельности неразрывно связаны общностью охватываемых ими явлений и предметов. Если педагогическая наука ориентирована на познание педагогического процесса, то педагогическая деятельность соответственно на его практическую реализацию. Они также опираются на некоторые общие подходы, такие как личностный, деятельностный. В педагогической деятельности применяются разработанные наукой методы познания, в частности анкетирование, наблюдение, диагностическая беседа и другие.
Общая методология
Общая методология педагогической науки обеспечивает корректные и четкие представления о законах развития объективного мира, о роли и месте в нем изучаемых педагогических феноменов.
Методология педагогики учитывает:
- базовые положения и принципы материалистической диалектики;
- закон единства и борьбы противоположностей, который говорит о том, что процесс воспитания и обучения является противоречивым, сложным и саморазвивающимся;
- закон трансформации количественных изменений в качественные, в соответствии с которым, увеличение педагогических воздействий обязательно приводит к их качественному улучшению;
- закон отрицания отрицания, согласно которому формирование в процессе воспитания и обучения положительных качеств, навыков, знаний тормозит функционирование отрицательных характеристик;
- базовые категории материалистической диалектики;
- зависимость педагогического процесса от политического и социально-экономического развития общества, а также от культурно-этнических особенностей человека;
- зависимость педагогического процесса от степени развития психолого-педагогической мысли, организации учебно-воспитательной работы в обществе.
Специальная методология
Педагогическая специальная методология дает возможность формулировать науке собственные закономерности, которые относятся к специфике формирования, развития, функционирования исследуемых феноменов.
Специальная методология базируется на следующем:
- сформировавшиеся представления о психике и сознании человека, возможностях педагогического воздействия на него;
- специфика формирования личности в рамках общества и группы в ходе общественно-полезной деятельности;
- симбиоз воспитания и самовоспитания личности в коллективе;
- целостное формирование личности в коллективе.
Частная методология
Частная методология в педагогике - это совокупность методов, приемов, способов, методик исследования педагогических явлений.
Частная методология предполагает определение:
- закономерностей, методов, принципов воспитания и обучения;
- неразрывной связи и взаимного проникновения друг в друга развития, обучения, воспитания, образования в процессе педагогической работы;
- соотношение воздействий педагогов характеру деятельности учеников и их возможностям.