Основы методологии
Любая наука, как известно, развивается только при систематическом пополнении новыми открытиями и фактами. Для их обобщения и интерпретации требуются научно обоснованные методы исследования, которые зависят от определенной совокупности теоретических основ, получивших название методологических.
В современном науковедении под методологией понимается, прежде всего, учение о принципах построения, формах и методах научно-познавательной деятельности.
Методология науки выдает характеристику основных компонентов исследования — его объекта, предмета анализа, задач исследования, исследовательских средств, а также сформировывает представление о последовательности и продвижении пути в ходе решения исследовательских задач. Исходя из этого, методологию в педагогике надлежит рассматривать как совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности.
Методология реализует регулятивные и нормативные функции. Непосредственно методами же признаются способы и приемы познания беспристрастной действительности педагогических явлений. Принято различать следующие особенности методов:
- этическая тенденция
- неповторимость
- неоднозначность
методы педагогического исследования">
Рисунок 1. Методология и методы педагогического исследования
Окончательная задача педагогических исследований – это установление закономерностей в педагогических процессах. Таким образом, общая методология предполагает учет ключевых аспектов:
- главных положений и основ материалистической диалектики;
- закона единства и борьбы противоположностей, согласно с которым учебно-воспитательный процесс считается трудоемким, противоречивым и саморазвивающимся;
- закона перехода количественных перемен в высококачественные, согласно которому повышение педагогических действий неизбежно приводит к улучшению их качества;
- закона отрицания, согласно с проявлением которого формирование в ходе воспитания и обучения положительных качеств, знаний, умений и навыков затрудняет функционирование отрицательных данных, если они свойственны человеку;
- представлений о зависимости педагогического процесса от социально-экономического и политического становления общества, культурных и народной специфики людей;
- представлений о зависимости педагогического процесса от уровня становления психолого-педагогической мысли, организации учебной и воспитательной работы в образовательных учреждениях;
- положений идеалистической философии, где первоначальным звеном считается сфера сознания и эмоций человека, его взаимоотношений, а материальная деятельность остается второстепенной.
Структура методологического знания
Структура методологического знания весьма неоднородна, в ней выделяются 4 уровня:
- философский,
- общенаучный,
- конкретно-научный,
- технологический.
Содержание высшего философского уровня методологии составляют общие основы знания и категориальный аппарат науки в целом. Так, функции выполняет вся система философского познания. Общенаучная методология включает в себя теоретические концепции, которые по своей сути могут быть применимы ко всем научным дисциплинам. Конкретно-научная методология представляет собой цепочку способов, как основ исследования, используемых в той или же другой специальной научной дисциплине. Но при этом существуют и определенные трудности, как специфические для научного познания в этой области, так и общие, характерные для других уровней.
Рисунок 2. Методология и методы педагогического исследования
Технологическую методологию оформляют методика и техника исследования - набор процедур, которые обеспечивают получение надежного эмпирического материала и его первичную обработку, в результате чего складывается прочная база научного познания. Все уровни методологии образуют целостную трудоемкую систему, в рамках которой они взаимосвязаны и подчинены друг другу. Однако первый, философский уровень, выступает в качестве содержания любого методологического познания, определяет мировоззренческие подходы к научному процессу.
Основные методологические подходы в педагогике
В методологической науке существует ряд определенных обоснованных подходов к изучению педагогических процессов и явлений.
- Системный подход. Отдельные составляющие педагогического процесса рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов (цели образования, субъекты педагогического процесса, его содержание, методы, формы, средства).
- Личностный подход. В центре педагогического процесса рассматриватся личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры. Она же, являясь субъектом, определяет задачи, ход и итоги производительности педагогического процесса.
- Деятельностный подход. В данном случае деятельность рассматривается как ключевое условие развития личности, целесообразное преображение модели находящейся вокруг реальности.
- Полисубъектный подход. Внутренняя сущность человека гораздо богаче, чем его деятельность. В связи с этим, следует рассматривать личность не только в рамках выстроенных ею результатов взаимоотношений с людьми, но и сам ход этих взаимоотношений. Наряду с личностным и деятельностным подходами полисубъектный подход заложен в основу гуманистической педагогики.
- Культурологический подход. Обусловлен беспристрастной взаимосвязью человека с культурой как системой ценностей, произведенной человечеством. Освоение человеком культуры представляет собой становление самого человека и развитие его как творческой стороны.
- Этнопедагогический подход. Внимание акцентируется на национальных особенностях, культуре, обычаях.
- Антропологический подход. Системное внедрение всех наук о человеке и их учёт при построении и претворении в жизнь педагогического процесса.
- Компетентностный подход. Устанавливается новый вид образовательных результатов (компетентностей), направленный на способность и готовность личности к решению различных задач.