Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методы исследования в педагогике

Основы методологии

Любая наука, как известно, развивается только при систематическом пополнении новыми открытиями и фактами. Для их обобщения и интерпретации требуются научно обоснованные методы исследования, которые зависят от определенной совокупности теоретических основ, получивших название методологических.

В современном науковедении под методологией понимается, прежде всего, учение о принципах построения, формах и методах научно-познавательной деятельности.

Определение 1

Методология науки выдает характеристику основных компонентов исследования — его объекта, предмета анализа, задач исследования, исследовательских средств, а также сформировывает представление о последовательности и продвижении пути в ходе решения исследовательских задач. Исходя из этого, методологию в педагогике надлежит рассматривать как совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности.

Методология реализует регулятивные и нормативные функции. Непосредственно методами же признаются способы и приемы познания беспристрастной действительности педагогических явлений. Принято различать следующие особенности методов:

  • этическая тенденция
  • неповторимость
  • неоднозначность

Методология и <a href=методы педагогического исследования">

Рисунок 1. Методология и методы педагогического исследования

Окончательная задача педагогических исследований – это установление закономерностей в педагогических процессах. Таким образом, общая методология предполагает учет ключевых аспектов:

  • главных положений и основ материалистической диалектики;
  • закона единства и борьбы противоположностей, согласно с которым учебно-воспитательный процесс считается трудоемким, противоречивым и саморазвивающимся;
  • закона перехода количественных перемен в высококачественные, согласно которому повышение педагогических действий неизбежно приводит к улучшению их качества;
  • закона отрицания, согласно с проявлением которого формирование в ходе воспитания и обучения положительных качеств, знаний, умений и навыков затрудняет функционирование отрицательных данных, если они свойственны человеку;
  • представлений о зависимости педагогического процесса от социально-экономического и политического становления общества, культурных и народной специфики людей;
  • представлений о зависимости педагогического процесса от уровня становления психолого-педагогической мысли, организации учебной и воспитательной работы в образовательных учреждениях;
  • положений идеалистической философии, где первоначальным звеном считается сфера сознания и эмоций человека, его взаимоотношений, а материальная деятельность остается второстепенной.
«Методы исследования в педагогике» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Структура методологического знания

Структура методологического знания весьма неоднородна, в ней выделяются 4 уровня:

  1. философский,
  2. общенаучный,
  3. конкретно-научный,
  4. технологический.

Содержание высшего философского уровня методологии составляют общие основы знания и категориальный аппарат науки в целом. Так, функции выполняет вся система философского познания. Общенаучная методология включает в себя теоретические концепции, которые по своей сути могут быть применимы ко всем научным дисциплинам. Конкретно-научная методология представляет собой цепочку способов, как основ исследования, используемых в той или же другой специальной научной дисциплине. Но при этом существуют и определенные трудности, как специфические для научного познания в этой области, так и общие, характерные для других уровней.

Методология и методы педагогического исследования

Рисунок 2. Методология и методы педагогического исследования

Технологическую методологию оформляют методика и техника исследования - набор процедур, которые обеспечивают получение надежного эмпирического материала и его первичную обработку, в результате чего складывается прочная база научного познания. Все уровни методологии образуют целостную трудоемкую систему, в рамках которой они взаимосвязаны и подчинены друг другу. Однако первый, философский уровень, выступает в качестве содержания любого методологического познания, определяет мировоззренческие подходы к научному процессу.

Основные методологические подходы в педагогике

В методологической науке существует ряд определенных обоснованных подходов к изучению педагогических процессов и явлений.

  1. Системный подход. Отдельные составляющие педагогического процесса рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов (цели образования, субъекты педагогического процесса, его содержание, методы, формы, средства).
  2. Личностный подход. В центре педагогического процесса рассматриватся личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры. Она же, являясь субъектом, определяет задачи, ход и итоги производительности педагогического процесса.
  3. Деятельностный подход. В данном случае деятельность рассматривается как ключевое условие развития личности, целесообразное преображение модели находящейся вокруг реальности.
  4. Полисубъектный подход. Внутренняя сущность человека гораздо богаче, чем его деятельность. В связи с этим, следует рассматривать личность не только в рамках выстроенных ею результатов взаимоотношений с людьми, но и сам ход этих взаимоотношений. Наряду с личностным и деятельностным подходами полисубъектный подход заложен в основу гуманистической педагогики.
  5. Культурологический подход. Обусловлен беспристрастной взаимосвязью человека с культурой как системой ценностей, произведенной человечеством. Освоение человеком культуры представляет собой становление самого человека и развитие его как творческой стороны.
  6. Этнопедагогический подход. Внимание акцентируется на национальных особенностях, культуре, обычаях.
  7. Антропологический подход. Системное внедрение всех наук о человеке и их учёт при построении и претворении в жизнь педагогического процесса.
  8. Компетентностный подход. Устанавливается новый вид образовательных результатов (компетентностей), направленный на способность и готовность личности к решению различных задач.
Дата последнего обновления статьи: 01.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot