Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методы и способы обучения

Сущность и педагогическое значение методов и способов обучения

Определение 1

Метод обучения – это способ организации коллективной учебной деятельности педагога и учащихся, направленной на достижение целевого назначения образования и задач обучения, воспитания и развития.

Способ обучения – это прием, входящий в структуру метода обучения, направленный на обеспечение функционирования отдельной стадии, части образовательного процесса.

Метод обучения является более масштабным и значимым по своему содержанию и значению. Он состоит из совокупности способов обучения, и его реализация зависит от эффективности применения каждого из них.

Замечание 1

Спецификой способов обучения является то, что они могут принимать участие в реализации разнородных методов обучения.

В зависимости от конкретной педагогической ситуации, поставленной цели и задач, методы и способы обучения могут осуществлять подмену друг друга. Один и тот же метод обучения у различных преподавателей и воспитателей может содержать неодинаковые способы и средства обучения. Метод обучения не является лишь комплексом взаимодействующих способов обучения, хотя, по своей структуре он представляет собой совокупность способов обучения.

Ступени исторического развития методов обучения

Как и сама педагогическая наука и образовательная система, методы обучения являются сложной категорией, прошедшей долгий путь исторического формирования и развития. Постепенная модернизация и совершенствование методов обучения обусловлено историческим и культурным развитием общества. Каждая ступень социального развития определяет особенности методов, которые активно используются в процессе обучении. Это связано с тем, что по мере развития производства и появления новых средств и орудий труда происходят изменения в понимании и значении научного педагогического знания, меняются цели и задачи образования, углубляется его содержание, что в итоге приводит к изменению средств и ресурсов, используемых в образовательной сфере, а затем и методов обучения.

«Методы и способы обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Можно выделить следующие ступени в развитии методов обучения:

  1. Преобладание репродуктивного метода обучения, происходящего стихийным образом. Это период раннего общественного развития. Обучение в этот период строилось на основе копирования детьми поведения взрослых, их действий и поступков. Повторяя те действия, которые взрослые выполняли в быту, дети обучались различным навыкам, связанным с добыванием пищи, разжиганием огня, сооружения хижин, шитья одежды, изготовления домашней утвари и т. д.
  2. Развитие словесных методов обучения. Они появляются в период перехода образования на новый уровень – открытие школ. Обучение в этот период осуществлялось на основе словесной передачи информации педагога детям. Постепенно слово приобретает значение основного информационного источника. С помощью него происходило взаимодействие между педагогом и учащимися. Этот метод обучения развивался и получил более расширенное применение. Знания оформлялись посредством письменного текста в книгах, летописях и передавались последующим поколениям.
  3. Развитие догматических методов обучения. Они возникают в период средневековья, когда религиозные верования занимали приоритетное место в образовательной сфере. В основу обучения по догматической методике были положены библейские писания. Впоследствии этот метод развился и представлял собой обучение на основе постановки вопросов и предоставленяи готовых ответов на них.
  4. Наглядные методы обучения. Они завоевали популярность в период великих географических открытий, когда словесные методы становятся малоэффективными. Требовалось развивать практические навыки, умения применять теорию в реальной жизни, ввиду чего возникли такие методы, как эксперимент, наблюдение, упражнение.
  5. Эвристические методы обучения. Эти методы относились к разновидности словесных, но были ориентированы на учет индивидуальной специфики качеств учащихся, их стремлений и потребностей, развитие навыков самостоятельности и саморазвития.
  6. Практические методы обучения. Они появляются в период развития концепции деятельностного обучения. Предполагалось, что ознакомление с теорией не приносит должного познавательного эффекта без ее практической реализации. Трудовой деятельности, самостоятельному выполнению упражнений отводилась приоритетная роль.
  7. Исследовательские методы обучения. Развивались на базе практических методов. Развитие навыков самостоятельности позволяло начать применять собственный опыт для решения проблем, поиска путей достижения, поставленных целей и задач образования.
  8. Методы проблемного обучения. Эти методы базируются на постановке проблемы и ее самостоятельном разрешении учащимися.
  9. Методы развивающего обучения. Они связаны с развитием личностно-ориентированного подхода в образовании. В этот период, личность ребенка и ее развитие ставятся на приоритетное место в учебно-воспитательном процессе. Он организуется с учетом индивидуальной специфики развития личности и направлен на формирование и развитие основных свойств личности, необходимых для ее продуктивной и оптимальной жизнедеятельности.

Разновидности методов, получивших активное использование в обучении

В образовательной сфере находит применение большое количеству самых разнообразных методов и способов обучения. Все они могут разделятся по множеству оснований, с учетом разных признаков и особенностей.

Методы обучения могут разделяться на активные и пассивные, исходя из степени проявления активности учащимися. Активные методы связаны с практической самостоятельной деятельностью учащихся, а пассивные с усвоением теоретической информации.

В зависимости от источника получения знаний выделяют три группы методов:

  1. Словесные – устное или печатное слово.
  2. Наглядные – демонстрация наглядных образцов, предметов, наблюдение за процессами и явлениями.
  3. Практические – реальная деятельность учащихся, направленная на развитие определенных умений и способностей.

В зависимости от дидактической цели обучения методы бывают:

  1. Методы получения новых знаний;
  2. Методы развития практических навыков;
  3. Методы практического использования знаний;
  4. Методы сохранения, закрепления и контроля знаний и умений.

В данной классификации основное место отводится целевому назначению учебно-воспитательного процесса.

Это далеко не все возможные варианты классификации методов обучения. Их подразделение и применение зависит от множества факторов: целей и задач обучения на текущем этапе общественного развития, мастерства педагога, его творческих навыков, уровня развития учащихся, программы конкретного учебного заведения.

Дата последнего обновления статьи: 11.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot