Сущность и педагогическое значение методов и способов обучения
Метод обучения – это способ организации коллективной учебной деятельности педагога и учащихся, направленной на достижение целевого назначения образования и задач обучения, воспитания и развития.
Способ обучения – это прием, входящий в структуру метода обучения, направленный на обеспечение функционирования отдельной стадии, части образовательного процесса.
Метод обучения является более масштабным и значимым по своему содержанию и значению. Он состоит из совокупности способов обучения, и его реализация зависит от эффективности применения каждого из них.
Спецификой способов обучения является то, что они могут принимать участие в реализации разнородных методов обучения.
В зависимости от конкретной педагогической ситуации, поставленной цели и задач, методы и способы обучения могут осуществлять подмену друг друга. Один и тот же метод обучения у различных преподавателей и воспитателей может содержать неодинаковые способы и средства обучения. Метод обучения не является лишь комплексом взаимодействующих способов обучения, хотя, по своей структуре он представляет собой совокупность способов обучения.
Ступени исторического развития методов обучения
Как и сама педагогическая наука и образовательная система, методы обучения являются сложной категорией, прошедшей долгий путь исторического формирования и развития. Постепенная модернизация и совершенствование методов обучения обусловлено историческим и культурным развитием общества. Каждая ступень социального развития определяет особенности методов, которые активно используются в процессе обучении. Это связано с тем, что по мере развития производства и появления новых средств и орудий труда происходят изменения в понимании и значении научного педагогического знания, меняются цели и задачи образования, углубляется его содержание, что в итоге приводит к изменению средств и ресурсов, используемых в образовательной сфере, а затем и методов обучения.
Можно выделить следующие ступени в развитии методов обучения:
- Преобладание репродуктивного метода обучения, происходящего стихийным образом. Это период раннего общественного развития. Обучение в этот период строилось на основе копирования детьми поведения взрослых, их действий и поступков. Повторяя те действия, которые взрослые выполняли в быту, дети обучались различным навыкам, связанным с добыванием пищи, разжиганием огня, сооружения хижин, шитья одежды, изготовления домашней утвари и т. д.
- Развитие словесных методов обучения. Они появляются в период перехода образования на новый уровень – открытие школ. Обучение в этот период осуществлялось на основе словесной передачи информации педагога детям. Постепенно слово приобретает значение основного информационного источника. С помощью него происходило взаимодействие между педагогом и учащимися. Этот метод обучения развивался и получил более расширенное применение. Знания оформлялись посредством письменного текста в книгах, летописях и передавались последующим поколениям.
- Развитие догматических методов обучения. Они возникают в период средневековья, когда религиозные верования занимали приоритетное место в образовательной сфере. В основу обучения по догматической методике были положены библейские писания. Впоследствии этот метод развился и представлял собой обучение на основе постановки вопросов и предоставленяи готовых ответов на них.
- Наглядные методы обучения. Они завоевали популярность в период великих географических открытий, когда словесные методы становятся малоэффективными. Требовалось развивать практические навыки, умения применять теорию в реальной жизни, ввиду чего возникли такие методы, как эксперимент, наблюдение, упражнение.
- Эвристические методы обучения. Эти методы относились к разновидности словесных, но были ориентированы на учет индивидуальной специфики качеств учащихся, их стремлений и потребностей, развитие навыков самостоятельности и саморазвития.
- Практические методы обучения. Они появляются в период развития концепции деятельностного обучения. Предполагалось, что ознакомление с теорией не приносит должного познавательного эффекта без ее практической реализации. Трудовой деятельности, самостоятельному выполнению упражнений отводилась приоритетная роль.
- Исследовательские методы обучения. Развивались на базе практических методов. Развитие навыков самостоятельности позволяло начать применять собственный опыт для решения проблем, поиска путей достижения, поставленных целей и задач образования.
- Методы проблемного обучения. Эти методы базируются на постановке проблемы и ее самостоятельном разрешении учащимися.
- Методы развивающего обучения. Они связаны с развитием личностно-ориентированного подхода в образовании. В этот период, личность ребенка и ее развитие ставятся на приоритетное место в учебно-воспитательном процессе. Он организуется с учетом индивидуальной специфики развития личности и направлен на формирование и развитие основных свойств личности, необходимых для ее продуктивной и оптимальной жизнедеятельности.
Разновидности методов, получивших активное использование в обучении
В образовательной сфере находит применение большое количеству самых разнообразных методов и способов обучения. Все они могут разделятся по множеству оснований, с учетом разных признаков и особенностей.
Методы обучения могут разделяться на активные и пассивные, исходя из степени проявления активности учащимися. Активные методы связаны с практической самостоятельной деятельностью учащихся, а пассивные с усвоением теоретической информации.
В зависимости от источника получения знаний выделяют три группы методов:
- Словесные – устное или печатное слово.
- Наглядные – демонстрация наглядных образцов, предметов, наблюдение за процессами и явлениями.
- Практические – реальная деятельность учащихся, направленная на развитие определенных умений и способностей.
В зависимости от дидактической цели обучения методы бывают:
- Методы получения новых знаний;
- Методы развития практических навыков;
- Методы практического использования знаний;
- Методы сохранения, закрепления и контроля знаний и умений.
В данной классификации основное место отводится целевому назначению учебно-воспитательного процесса.
Это далеко не все возможные варианты классификации методов обучения. Их подразделение и применение зависит от множества факторов: целей и задач обучения на текущем этапе общественного развития, мастерства педагога, его творческих навыков, уровня развития учащихся, программы конкретного учебного заведения.