Понятие методологии
Методология – это учение:
- об идейной позиции науки, логике и методах ее исследования;
- об исходных положениях, принципах и способах познания;
- о структуре и логической организации, а также методах и средствах деятельности;
- о методах научного познания;
- об общих принципах познания и преобразования объективной действительности, а также способах этого процесса;
- о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.
В наиболее общем смысле данным учением образуется необходимый компонент любого типа деятельности, так как она превращается в предмет осознания, обучения и рационализации. Методологическое знание является предписанием и нормами, в которых зафиксировано содержание и последовательность определенных типов деятельности, а также описаний фактически выполняемой деятельности. В обоих случаях основная функция этого знания – внутренне организовать и регулировать познавательный процесс или практически преобразовывать какой-либо объект. На сегодняшний день в литературе методология научного познания обычно рассматривается в качестве учения, касающегося принципов построения, форм и способов научно-познавательной деятельности.
Методологией определяется характеристика компонентов научно-исследовательской деятельности, то есть проблемы, цели, объекта, предмета, задач и совокупности исследовательских средств, которые нужны, чтобы решить задачу данного типа, а также сформировать представления о последовательности движения исследователя при решении им задачи. Самый важный аспект методологии – постановка проблемы, так как именно на этом этапе совершается большинство ошибок, приводящих к формулировке псевдопроблем, за ним следует построение предмета исследования и научной теории, а также проверка полученного результата с позиции его истинности, то есть соответствия объекту изучения.
Исследователи используют методологические знания для правильного составления программы собственного исследования, методов его осуществления, оценки его качества.
Принципы научного исследования
К общенаучным принципам исследования относят:
- системный подход;
- комплексность;
- историзм;
- функциональность;
- когнитивность;
- терминологичность;
- модельность.
Системный подход не обладает фиксированной предметной областью. Основа системного подхода – диалектический метод, предполагающий анализ объективного мира как целого объекта, внутри которого все взаимосвязано и находится в состоянии постоянного закономерного движения и изменения из-за неизбежных внутренних противоречий.
Компелексным подходом предполагается исследование рассматриваемого явления с разных сторон. Этот принцип требует строго учитывать взаимодействия огромного количества разнообразных, часто противоречивых факторов, влияющих на рассматриваемый процесс или явление. Исследование разных сторон требует использовать методы и достижения разных смежных научных областей, которые занимаются объективным исследованием явления с разных сторон. Комплексный подход помогает в выявлении противоречий в функционировании и развитии рассматриваемого исследовательского объекта, а также намечает пути по их преодолению.
Историзм представляет собой принцип познания вещей и явлений в процессе их развития, становления и формирования в связи с условиями, которые их определяют. Упрощенное понимание денного принципа подразумевает отсутствие смысла в открытии заново того, что уже было открыто ранее. Данный исследовательский метод наиболее непродуктивный.
Функциональность выступает установлением устойчивых взаимосвязей и взаимозависимостей между явлениями или величинами, при которых изменения в одних величинах вызывают изменения в других. Каждому элементу системы характерно осуществление определенных функций, которые работают на развитие общесистемных функций. Если структура характеризует статическую систему, то функциональность – динамическую.
Когнитивность представляет принципиальную возможность научного познания предметов, процессов и явлений в окружающем мире. Данный принцип связан с общефилософскими теориями познания и является методологической основной для многих других наук.
Терминологичность является фиксацией результатов познавательной деятельности, использующей понятия, которые приняты в рассматриваемой научной отрасли и отражены в соответствующих понятиях. Данный принцип формирует саму возможность общения.
Модельность – это способность научной теории отображать через различные формы воспроизведение определенных объективных явлений и процессов в реальной действительности, как реальные, то есть материальные или абстрактные, то есть идеальные, гипотезы, теории и модели. При этом, эти гипотезы, как некоторая промежуточная вспомогательная система, должны обладать некоторыми обязательными свойствами:
- объективно соответствовать рассматриваемому объекту познания;
- замещать рассматриваемый объект или систему в определенном отношении;
- предоставлять информацию о рассматриваемом объекте, полученную на основании исследования данной модели;
- строго соответствовать правилам перехода между моделью и объектом.
Методологические основы научных отраслей отличаются методами исследования. При этом разработаны общие методы для разных наук, а также существуют специфические, применимые только для данной науки методы. Поиск методологических основ конкретной науки предполагает выполнение исследователем следующих действий:
- изучение научных трудов ведущих ученых, занимавшихся разработкой частной научной методологии в рассматриваемой научной отрасли;
- критический анализ работ ученых, которые ведут научный поиск в рамках интересующей их проблемы или занимающихся данной отраслью косвенно;
- обобщение идеи ученых, которые непосредственно занимаются изучением данной проблематики;
- исследование специфических взглядов на решение серии конкретных проблем специалистов-практиков;
- анализ концепции рассматриваемой научной отрасли с позиции теории, а также практической направленности.
Каждая научная дисциплина имеет собственный комплекс общих и специальных методов исследования.