Методология — это учение об организации теоретической и практической деятельности человека.
Общая характеристика методологических аспектов в педагогике
В настоящее время методологические аспекты современной педагогики различаются друг от друга представлениями о методах изменения и познания человека. Это обусловлено разнообразием мировоззренческих позиций относительно сущности человека, его деятельности и бытия.
Доказать истинность или ложность того или иного методологического аспекта практические не возможно, так как они все основаны не столько на объективно доказанных научных положениях и фактах, сколько на вере или неверии в человека и его сущность.
В современной мировой педагогической науке условно выделяют два основных концептуальных направления, каждый из которых имеет свои конкретные взгляды на природу человека, динамику развития и становления его личности.
Основные аксиоматические установки методологии педагогики:
- Первое направление, объединяющее в себе разнородные концепции, основанные на неверии в позитивный потенциал личности человека, возможности ее адекватного и продуктивного саморазвития.
- Второе направление, включает в себе также значительные различия, но при этом утверждает определенную веру в положительную сущность человека, возможность его самореализации и самоактуализации в процессе развития.
Данные аксиоматические установки определяют цели, задачи, методы, средства и т.п., педагогических, психологических и психотерапевтических «надстроек», направленных на достижение полноценного и всестороннего развития личности человека.
Классический психоанализ
Одни из радикальных аспектов методологии современной педагогики является классический психоанализ.
Классический психоанализ – это представление о человеческой сущности, ее несовершенстве, движущих силах поведения.
Основными движущими силами поведения человека, в соответствии с идеями психоанализа, являются агрессивные и сексуальные инстинкты. Даже когнитивная активность личности человека (мышление, восприятие, воображение и т.п.), обусловлена его инстинктами.
Фундаментальной проблемой развития человека является адаптация человека к окружающему социуму, не превратив его при этом в невротика.
Таким образом, методологические аспекты педагогики, основанные на классическом психоанализе, заключаются в разработке деструктивных методов развития личности человека, его воспитании и обучении, преобразовании аморальной, эгоистической и агрессивной сторон, проявляющих на бессознательном уровне в социально полезные и приемлемые качества и формы поведения.
Главной целью психоаналитического аспекта методологии педагогики является формирование сублимированного человека, которому легко удается справиться с собственными страстями и желаниями, без вреда для психики.
Сублимированный человек способен самостоятельно выбрать профессию, полностью отвечающую его внутренним потребностям и являющуюся социальной значимой для окружающего общества.
В общем, методологические аспекты педагогики, построенные на аспектах психоанализа, рассматривают воспитательное воздействие на личность, прежде всего, как средство её успешной социализации и стабилизации возможных непредсказуемых деструктивных изменений.
Экзистенциальный и гуманистический подходы
Противоположным психоанализу аспектам, являются аспекты экзистенциального и гуманистического подхода к методологии педагогики и целей педагогической работы.
Экзистенциальные и гуманистические аспекты в методологии педагогики направлены на создание условий, которые будут способствовать актуализации личности и её позитивному развитию.
Основная цель экзистенциально-гуманистических систем – свободное развитие и саморазвитие человека, формирование у него ответственности и самоактуализации, с целью полноценного функционирования.
В настоящее время гуманистические аспекты в области педагогики становятся все более актуальными и востребованными. Именно гуманистический подход к воспитанию и образованию провозглашается ведущей методологической основой современной отечественной педагогики.
Приоритетным направлением в теории, практики и методологии педагогики является гуманизация образования.
Под гуманизацией понимается ориентирование на личность учащегося, обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода к обучению и воспитанию, переход от авторитарного стиля взаимодействия к демократическому.
Гуманистические аспекты в педагогике предусматривают соблюдение ряда требований:
- предъявление к воспитанникам посильных требований;
- учет возрастных и индивидуальных возможностей и потребностей каждого ребенка;
- обязательное ознакомление ребенка с целями его воспитания и обучения;
- ненасильственное формирование личностных качеств, которые являются востребованными в рамках современного общества;
- отказ от физических и психических наказаний (унижений) воспитанников.
Большинство указанных требований уже сами по себе являются аспектами успешности реализуемого педагогического процесса.
Однако, реальная гуманизация системы образования, не сводится только лишь к изменению содержания обучения и воспитания, стиля педагогического общения и взаимодействия, важно внедрить ведущие аспекты гуманизации и в методологическую основу педагогики.
Гуманизация методологии педагогики предусматривает разработку и внедрение таких форм, методов, средств и приемов воспитания и обучения, которые способны обеспечить эффективное развитие индивидуальности каждого ребенка. Под индивидуальностью ребенка понимаются познавательные интересы, личностные качества, заинтересованность в получении новых знаний, направленность на самовоспитание и самообразование.