Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методика составления конспектов

Определение 1

Конспект – это краткое содержание конкретной информации, ее отражение в тезисной форме, представление в сокращенном виде.

Конспекты составляются педагогами и представляют краткое отражение содержания учебного занятия, а также учащимися на разных этапах обучения при прослушивании учебного материала в виде лекции, рассказа.

Конспект представляет собой логическую последовательность определенной темы. Конспекты составляются по определенным правилам и их содержание, структура, объем зависит от конкретного целевого назначения их использования.

Конспекты бывают разных типов и видов и являются схематичной записью прочитанной, услышанной информации.

Алгоритм составления конспектов

Составление конспекта по определенной теме предполагает соблюдение следующей последовательности действий:

  1. Знакомство с темой, которая подлежит конспектированию и осознание ее сути.
  2. Определение целевого назначения составления конспекта.
  3. Формирование навыков быстрого письма. Предполагается выработка умения продуктивно сокращать слова для их быстрого распознавания и отработка быстроты написания буквенных символов, слов и фраз.
  4. Составление плана конспекта. План представляет собой структуру конкретной темы и ее представление в определенной логической последовательности.
  5. Тезисное представление сути, рассматриваемой темы.
  6. Выделение в изучаемой теме ее смысловых компонентов.
  7. Отражение ключевых фраз по ходу прослушивания или прочтения фрагментов, рассматриваемой темы.
  8. Краткое фиксирование прослушанной или прочитанной информации с учетом ее сущности и значения.
  9. Отмечание непонятных моментов, вопросов по рассматриваемой теме в одной из частей конспекта. Это может быть специально оставленное место на полях тетради, вначале и в конце конспекта.
  10. Оставление определенного объема пространства для дальнейшего внесения пропущенных данных, дополнения конспекта при повторном самостоятельном изучении темы.
  11. Рассмотрение непонятных моментов темы, отраженных при составлении конспекта, после его написания. Они могут быть изучены самостоятельно или посредством оказания сторонней помощи: педагогов, руководителей.
«Методика составления конспектов» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Следует, также, отметить, что в ходе составления конспекта можно выделить в нем определенные места, отражающие значимость той или иной информации. Выделение реализуется разными способами: выделение цветом, написание с новой строки, выделение кавычками и иными символами. Конспекты пишутся от третьего лица и основные мысли излагаются своими словами.

Написание конспектов ориентировано на фиксацию в памяти учебного материала или иной информации. Исследованиями отмечено, что конспектирование способствует лучшему запоминанию информации. Тем более, что можно просмотреть ее потом, вспомнив суть темы, ее ключевые моменты. Информация запоминается быстрее и формируются навыки ясного, последовательного изложения чужих мыслей, сути конкретных научных объектов, процессов и явлений.

Методы написания конспектов

Составление конспектов реализуется в опоре на различные методы. Наиболее распространены следующие:

  1. Метод Корнелла. По данному методу написания конспектов предполагается разделение листа на четыре части. В левой верхней колонке отмечается важная информация по конкретной теме: даты, термины, категории, события, имена. В правой верхней колонке производится тезисная запись информации, освещаемой педагогом на занятии. В нижней левой и правой колонках формируются вопросы, проблемные моменты темы и основные выводы по ней т.е. отражаются ключевые моменты, рассматриваемой темы.
  2. Метод таблиц. Он предполагает отражение материала в табличной форме, т. е. чертится таблица, состоящая из строк и столбцов, в каждом из которых отражается определенная информация. Использование таблиц актуально при рассмотрении исторических событий, этапов, стадий реализации конкретных процессов.
  3. Метод индексов. Он опирается на схематичное отражение материала. Вся информация отражается в виде специальных символов, характеризующих конкретный объект, процесс, событие, действие, движение, динамику развития.
  4. Метод предложений. Он предполагает последовательное, тезисное отображение материала с нумерацией предложений и организацию их связи через ссылку на номера.
  5. Метод нумерации. Он ориентирован на составление конспектов при быстром ходе учебного занятия, высокой скорости подачи материала. Акцентирование внимания учащихся на ключевых мыслях не реализуется на занятии. Учащиеся записывают в краткой форме номера мыслей и номера содержания этих мыслей. Номера помогают вспомнить, о чем шла речь. Между номерами оставляются пропуски для дальнейшего самостоятельного их заполнения.

Составление конспекта лекционного занятия

Определение 2

Лекция – это форма организации учебного занятия, ориентированная на донесение слушателям конкретной научной информации, сути проблемы.

В ходе лекции осуществляется конспектирование информации слушателями. Конспекты составляются таким образом, чтобы быть в дальнейшем использованными для более детального рассмотрения конкретного вопроса.

Составление конспекта лекции осуществляется в опоре на следующие правила:

  • Обязательное отражение ключевых моментов темы.
  • Отделение мыслей друг от друга.
  • Запись выводов, итогов, освещаемых педагогом в завершение рассмотрения темы.
  • Оставление места в начале конспекта для дальнейшего формирования его плана.
  • Уход от чрезмерной краткости отражения материала.
  • Сохранение логической связи между записями.
  • Законченность тезисов, ключевых положений.
  • Дословная запись цитат, авторских выводов.
  • Выработка собственной системы сокращений. Они должны быть понятны автору конспекта и давать ему возможность дополнить текст необходимыми сведениями.
  • Выделение определенных частей текста согласно избранной схеме.

Лекции необходимо конспектировать так, чтобы записать максимальное количество важной информации, тезисов, которые можно дополнить при дальнейшем самостоятельном изучении литературы по рассматриваемой теме. Важные мысли необходимо отмечать, выделять, чтобы акцентировать на них внимание при дальнейшем просмотре конспектов.

Основные правила составления конспектов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Основные правила составления конспектов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Дата последнего обновления статьи: 11.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot