Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методика работы с опорным конспектом на уроке истории

Сущность понятия "опорный конспект"

Определение 1

Опорный конспект – это структура, включающая опорные сигналы, структурно связанные и представляющие собой наглядную конструкцию, заменяющую систему значений, понятий и идей в качестве взаимосвязанных элементов.

Все школьные предметы можно условно разделить на две группы: технические и гуманитарные.

Технические предметы предполагают знание правил, а гуманитарные – фактов. Изначально главной задачей опорных конспектов было направлять мысли, задавать им определенную последовательность. Выстраивать преподавание истории только на использовании опорных конспектов нельзя. Знание истории предполагает определенную эмоциональность и усвоение множества факторов.

Используя опорные конспекты, учитель истории может передавать информацию не только благодаря словам, но и обозначениям, что допускается общепринятой практикой преподавания. Система опорных конспектов представляет интерес, так как дает возможность удачно сочетать новые подходы к обучению с устоявшимися методическими рецептами традиционной системы. Неотъемлемая часть данной системы – рефлексия, в качестве одного из компонентов учебной деятельности учеников, реально повышающих степень понимания и осмысления изучаемого материала.

Замечание 1

Опорные конспекты дают возможность варьировать темп прохождения материала и его структуру, соответствующие индивидуальным особенностям усвоения исторических знаний.

К наиболее существенным элементам системы опорных конспектов можно отнести:

  • блочно-модульное построение учебного процесса;
  • мотивацию учебной деятельности, основанную на целеполагании;
  • преобладание самостоятельной и творческой деятельности на уроках по усвоению знаний и умений;
  • организацию самоконтроля и внешнего контроля, направленного на формирование учебной деятельности, усвоение учебного материала, на основе рефлексии учащегося и учителя.
«Методика работы с опорным конспектом на уроке истории» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Опорные конспекты, в сравнении с традиционной формой школьного обучения, имеют некоторые преимущества:

  • гибкость, то есть подвижность элементов структуры проблемных модулей, возможность дифференцировать и индивидуализировать, интегрировать содержание обучения и пр.;
  • концептуальная и организационная простота для учеников и учителя истории, позволяющая достичь реального результата при решении заданий учителя и формировании компетентностей;
  • систематическая самостоятельная деятельности учеников в процессе изучения истории, дифференцированная парами, группами или индивидуальная.

Основной смысл опорных конспектов на уроках истории заключается в формировании цельного взгляда на историческое событие, становление единой цепочки «причина-событие-последствия», а также выделение ключевых событий. Применением опорных конспектов предполагается решение еще одной значимой задачи – существенно сократить учебный материал в связи с переходом к обязательному девятилетнему образованию, чтобы появилось время на изучение дополнительных материалов, возможность включить в процесс обучения уроков-портретов, исторических путешествий и творческих заданий.

Методические принципы организации уроков с применением опорных конспектов

В начале, учитель рассказывает первый вопрос подробно, при этом сопровождает рассказ демонстрацией картины или исторической карты. Позже этот же вопрос излагают повторно, но учитель уже не останавливается на деталях. Его задача теперь – указывать на основные причинно-следственные связи.

Опорный конспект может висеть на доске, либо лежать в распечатанном формате перед глазами у каждого учащегося. Наиболее эффективным, безусловно, будет вариант, когда дети самостоятельно составляют опорный конспект, включаясь в творческий процесс. В таком случае у учителя есть возможность иллюстрирования основных идей опорного конспекта и подробного иллюстрирования основных идей опорного конспекта и подробного разъяснения трудных моментов.

Разрабатывая конспекты с опорными сигналами, можно применять символически-словесные знаки или условно-графические.

Подготавливая к уроку опорные конспекты, учитель должен ознакомиться с содержанием школьного учебника, проанализировать текст с точки зрения структуры и функциональности и определить, какие параграфы учебника могут быть объединены в блоки, чтобы изучить их на одном уроке. Затем можно начинать оформление листов конспекта с опорными сигналами.

Необходимо сказать, что листы опорных конспектов и раздаточный материал для одного урока должны быть с одним содержанием. Иначе с ними невозможно будет построить общую коллективную работу всего класса. Оценки за урок выставляются в открытую и индивидуальную ведомости учета знаний по каждой изученной теме урока. При этом ученик имеет возможность исправить каждую нежелательную для себя оценку на следующем уроке.

Урок с использованием опорного конспекта, имеет следующую структуру:

  • развернутое объяснение учителем нового материала;
  • повторное сжатое объяснение с основанием на листе с опорными сигналами и расшифровкой символов;
  • изучение опорных сигналов каждым учеником по раздаточному материалу и вклеивание листов в тетради;
  • самостоятельная работа учащегося с учебников и листом с опорными сигналами;
  • воспроизведение опорных сигналов в письменном виде по памяти;
  • проверка и оценка работ после урока.

При выполнении работы проводят индивидуальную проверку опорных конспектов учеников, прослушивают магнитофонные записи, лучшие ответы на задания прослушиваются всем классом, чтобы сэкономить время, блок, который был воспроизведен у доски, не записывают в тетради.

Постоянное повторение и углубление изученного материала по опорным конспектам происходит на повторительно-обобщающих уроках. Через каждые пять-шесть уроков детям раздают короткие конспекты, в конце которых приведено 7-10 вопросов, чтобы повторить материал. По указанию учителя учащийся отвечает на один из этих вопросов или выполняет тестовую проверку.

Дата последнего обновления статьи: 24.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot