Сущность понятия "опорный конспект"
Опорный конспект – это структура, включающая опорные сигналы, структурно связанные и представляющие собой наглядную конструкцию, заменяющую систему значений, понятий и идей в качестве взаимосвязанных элементов.
Все школьные предметы можно условно разделить на две группы: технические и гуманитарные.
Технические предметы предполагают знание правил, а гуманитарные – фактов. Изначально главной задачей опорных конспектов было направлять мысли, задавать им определенную последовательность. Выстраивать преподавание истории только на использовании опорных конспектов нельзя. Знание истории предполагает определенную эмоциональность и усвоение множества факторов.
Используя опорные конспекты, учитель истории может передавать информацию не только благодаря словам, но и обозначениям, что допускается общепринятой практикой преподавания. Система опорных конспектов представляет интерес, так как дает возможность удачно сочетать новые подходы к обучению с устоявшимися методическими рецептами традиционной системы. Неотъемлемая часть данной системы – рефлексия, в качестве одного из компонентов учебной деятельности учеников, реально повышающих степень понимания и осмысления изучаемого материала.
Опорные конспекты дают возможность варьировать темп прохождения материала и его структуру, соответствующие индивидуальным особенностям усвоения исторических знаний.
К наиболее существенным элементам системы опорных конспектов можно отнести:
- блочно-модульное построение учебного процесса;
- мотивацию учебной деятельности, основанную на целеполагании;
- преобладание самостоятельной и творческой деятельности на уроках по усвоению знаний и умений;
- организацию самоконтроля и внешнего контроля, направленного на формирование учебной деятельности, усвоение учебного материала, на основе рефлексии учащегося и учителя.
Опорные конспекты, в сравнении с традиционной формой школьного обучения, имеют некоторые преимущества:
- гибкость, то есть подвижность элементов структуры проблемных модулей, возможность дифференцировать и индивидуализировать, интегрировать содержание обучения и пр.;
- концептуальная и организационная простота для учеников и учителя истории, позволяющая достичь реального результата при решении заданий учителя и формировании компетентностей;
- систематическая самостоятельная деятельности учеников в процессе изучения истории, дифференцированная парами, группами или индивидуальная.
Основной смысл опорных конспектов на уроках истории заключается в формировании цельного взгляда на историческое событие, становление единой цепочки «причина-событие-последствия», а также выделение ключевых событий. Применением опорных конспектов предполагается решение еще одной значимой задачи – существенно сократить учебный материал в связи с переходом к обязательному девятилетнему образованию, чтобы появилось время на изучение дополнительных материалов, возможность включить в процесс обучения уроков-портретов, исторических путешествий и творческих заданий.
Методические принципы организации уроков с применением опорных конспектов
В начале, учитель рассказывает первый вопрос подробно, при этом сопровождает рассказ демонстрацией картины или исторической карты. Позже этот же вопрос излагают повторно, но учитель уже не останавливается на деталях. Его задача теперь – указывать на основные причинно-следственные связи.
Опорный конспект может висеть на доске, либо лежать в распечатанном формате перед глазами у каждого учащегося. Наиболее эффективным, безусловно, будет вариант, когда дети самостоятельно составляют опорный конспект, включаясь в творческий процесс. В таком случае у учителя есть возможность иллюстрирования основных идей опорного конспекта и подробного иллюстрирования основных идей опорного конспекта и подробного разъяснения трудных моментов.
Разрабатывая конспекты с опорными сигналами, можно применять символически-словесные знаки или условно-графические.
Подготавливая к уроку опорные конспекты, учитель должен ознакомиться с содержанием школьного учебника, проанализировать текст с точки зрения структуры и функциональности и определить, какие параграфы учебника могут быть объединены в блоки, чтобы изучить их на одном уроке. Затем можно начинать оформление листов конспекта с опорными сигналами.
Необходимо сказать, что листы опорных конспектов и раздаточный материал для одного урока должны быть с одним содержанием. Иначе с ними невозможно будет построить общую коллективную работу всего класса. Оценки за урок выставляются в открытую и индивидуальную ведомости учета знаний по каждой изученной теме урока. При этом ученик имеет возможность исправить каждую нежелательную для себя оценку на следующем уроке.
Урок с использованием опорного конспекта, имеет следующую структуру:
- развернутое объяснение учителем нового материала;
- повторное сжатое объяснение с основанием на листе с опорными сигналами и расшифровкой символов;
- изучение опорных сигналов каждым учеником по раздаточному материалу и вклеивание листов в тетради;
- самостоятельная работа учащегося с учебников и листом с опорными сигналами;
- воспроизведение опорных сигналов в письменном виде по памяти;
- проверка и оценка работ после урока.
При выполнении работы проводят индивидуальную проверку опорных конспектов учеников, прослушивают магнитофонные записи, лучшие ответы на задания прослушиваются всем классом, чтобы сэкономить время, блок, который был воспроизведен у доски, не записывают в тетради.
Постоянное повторение и углубление изученного материала по опорным конспектам происходит на повторительно-обобщающих уроках. Через каждые пять-шесть уроков детям раздают короткие конспекты, в конце которых приведено 7-10 вопросов, чтобы повторить материал. По указанию учителя учащийся отвечает на один из этих вопросов или выполняет тестовую проверку.