Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младшего школьника

Понятие дидактической игры

Определение 1

Игра – это инстинктивный способ получить и развить навыки при условии отсутствия непосредственной угрозы жизни и здоровью. Играм характерны тенденция повторения и отсутствие цели, рассматриваемой в качестве мотива удовлетворения физиологических потребностей.

Определение 2

Дидактическая игра – это тип учебного занятия, организуемого как учебная игра, характеризующаяся реализацией принципов игрового активного обучения, а также наличием правил фиксированной структуры игровой деятельности и система оценивания.

Игры не возникают стихийно, а формируются в процессе воспитания. Игра – мощный стимул развития детей, она формируется под влиянием взрослых. При взаимодействии ребенка и предметного мира, обязательно с участием взрослого, возникает истинная человеческая детская игра.

В любую историческую эпоху игры привлекали внимание педагогов. В играх заключаются реальные возможности по воспитанию и обучению детей. Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как в игре каждый ребенок ощущает себя в качестве субъекта, проявляет и развивает свою личность. Можно говорить о воздействии игр на жизненное самоопределение школьников, становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональную стабильность, способность включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества.

Игра всегда выступает в двух временных измерениях: настоящем и будущем. Она предоставляет личности сиюминутные радости, служащие удовлетворению актуальных потребностей. Также игра направлена в будущее, так как в ней или прогнозируется, или моделируется жизненная ситуация, либо закрепляется ряж свойств, качеств, умений, способностей, которые нужны личности, чтобы выполнять социальные, профессиональные, творческий функции.

Сущность игры заключена в том, что в ней имеет значение не результат, а непосредственный процесс, переживания, связанные с игровыми действиями. Ситуации, которые ребенок проигрывает – воображаемые, но чувства, которые он переживает – реальны. Такая специфическая особенности игры содержит в себе ряд больших воспитательных возможностей, так как при управлении содержанием игры, педагоги программируют определенные позитивные чувства играющих детей.

«Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младшего школьника» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Иными словами, если по своему содержанию, игровые действия незначительны для ребенка, то он может не войти в игровое состояние, а будет только механически исполнять игровые действия, не переживая чувств, связанных с ними.

Дидактические игры призваны:

  • активизировать мыслительную деятельность учеников, вызывать у учащихся живой интерес и помогать им в усвоении учебного материала;
  • развивать познавательные процессы младших школьников, закрепить их знания, умения и навыки;
  • помогать детям наблюдать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать предметы в соответствии с теми или иными признаками, проводить доступный для них анализ и синтез, делать обобщения;
  • формировать у детей произвольность памяти и внимания;
  • развивать у детей смекалку, находчивость и сообразительность;
  • стимулировать волевые усилия – организованность, выдержку, умение соблюдать создаваемый свод правил, подчинять свои интересы интересам коллектива.

Иными словами, основная роль дидактических игр – использование на уроках в начальных классах с целью обучения, формирования конкретных и обобщенных знаний и применение их в различных условиях и обстоятельствах.

Дидактическая игра как средство формирования познавательного интереса

Познавательный интерес – это важнейший мотив учения школьников. Под воздействием познавательного интереса учебная работа даже у слабого ученика будет протекать более продуктивно. Данным мотивом эмоционально окрашивается вся учебная деятельность школьников. Познавательный актив в качестве мотива учения подталкивает учащегося к выполнению самостоятельной деятельности, при наличии интереса процесс овладения знаниями становится активнее, более творческим, что воздействует на укрепление интереса.

Одно из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету - дидактическая игра.

В дидактических играх дети учатся наблюдать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать предметы в соответствии с иными признаками, производить доступный ему по возрасту анализ и делать обобщение.

Современными педагогами большое внимание уделяется процессу воспитания интереса к ребенка в качестве фактора формирования разностороннего развития личности. Сухомлинский отмечал, что каждый ученик должен иметь свой любимый предмет. Именно учителем пробуждается интерес к знаниям и раскрываются таланты ребенка.

К основным характеристикам интереса относят:

  • положительные эмоции по отношению к деятельности;
  • наличие познавательной стороны этой эмоции, то есть радость познания;
  • непосредственный мотив, идущий от самой деятельности, то есть сама по себе деятельность привлекает и побуждает ею заниматься, вне зависимости от наличия другого мотива.

Познавательный интерес представляет избирательную направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Такую направленность характеризует постоянное стремление к познанию, новым, более полным и глубоким знаниям.

Игровой замысел является первым структурным компонентом игры и выражается обычно в названии игры. Он заложен в самой дидактической задаче, которая должна быть решена в учебном процессе. Часто игровой замысел представлен как вопрос или загадка, предсказывающая ход игры.

Значимая сторона дидактической игры – игровые действия, вытекающие из правил игры, способствующие познавательной активности школьников, предоставляя им возможность проявлять свои способности, применять имеющиеся знания, умения и навыки, чтобы достигать цели игры.

Учитель выступает как руководитель игры, направляя ее в нужное дидактическое русло, при необходимости активизируя ее ход через разнообразные приемы, поддерживая интерес к игре и подбадривая отстающих.

У любой дидактической игры есть некоторый результат, представляющий финал игры, придавая игре законченность. Он представлен решением поставленной учебной задачи, от которого младшие школьники получают моральное и умственное удовлетворение от участия. Результат игры – показатель уровня достижений школьников в усвоении знаний или в процессе их применения.

Игра должна проводиться выразительно. Если педагог ведет беседу с детьми сухо и монотонно, то и ученики относятся к знаниям безразлично и начинают отвлекаться. В такой ситуации невозможно поддержание интереса, сохранение желания слушать, смотреть и принимать участие в игре. Интересной и познавательной является та игра, которая доставляет детям удовлетворение, положительно влияет на проведение каждой последующей игры.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 14.10.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot