Технология – это учебная дисциплина, являющаяся составным компонентом образовательной программы школы, в основе которой лежит трудовое обучение подрастающего поколения.
Иными словами, технология ориентирована на формирование у учащихся трудовых навыков в разных сферах и направлениях деятельности. Сюда входят и бытовые навыки, конструирование, приготовление пищи, ремонтные работы, кройка и шитье, посев растений и др.
Реализация уроков технологии в начальном школьном обучении опирается на поэтапную структуру работы и разработку методик проведения уроков разной направленности.
Структурные компоненты методики преподавания технологии
Рисунок 1. Методика и технология. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В структуру методики преподавания технологии входят следующие компоненты:
- Целевое назначение преподавания технологии на конкретном этапе обучения. Каждый урок технологии имеет определенное целевое назначение и соответствующие ему задачи. На уроках решаются образовательные, воспитательные, развивающие задачи.
- Принципы и методы обучения, используемые на конкретном этапа обучения, в конкретной возрастной группе учащихся.
- Методические основы подготовительной работы к урокам технологии. Здесь рассматриваются вопросы организации учебных занятий, дается методика реализации подготовительной работы.
- Выбор учебной литературы. Отражаются актуальные учебные пособия, учебники, методические инструкции, применяемые в преподавании конкретной темы, конкретного раздела или курса.
- Материалы, инструменты и операции, используемые в преподавании конкретной темы, освоении конкретных практических навыков на учебных занятиях. Здесь отражаются материалы и инструменты, которые допустимо использовать на конкретном этапе обучения, в конкретной возрастной группе, а также перечень операций, отвечающих требованиям безопасности.
Содержание уроков технологии. Здесь отражаются возможные варианты проведения уроков технологии и их разновидности. Содержание уроков технологии включает в себя методики реализации занятий по следующим направлениям:
- Методика работы с бумагой и картоном;
- Методика работы с природными материалами;
- Методика работы с различными видами ткани;
- Методика выполнения оригами;
- Методика работы «папье-маше»;
- Методика выполнения аппликаций;
- Методика конструирования;
- Методика выполнения аппликаций;
- Методика плетения и ткачества;
- Методика вышивания;
- Методика раскройки и шитья;
- Методика приготовления пищи на уроках технологии;
- Методика работы с разными видами инструментов;
- Методика работы с разным оборудованием.
На каждом этапе обучения в содержание методики преподавания технологии включаются разные направления деятельности.
Критерии оценивания итогов освоения учащимися образовательной программы по технологии и формирования практических навыков по различным видам деятельности.
Методика проведения уроков-практикумов по технологии
Каждое учебное занятие по технологии носит практическую направленность. В этом и состоит особенность данных уроков.
Рисунок 2. Урок-практикум. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Практикумы по технологии включают в себя следующие этапы деятельности:
- Анализ конструкции изделия. Согласно теме урока выбирается изделие которое будет изготовлено. Это может быть техника оригами, аппликация, вышивка, шитье и др. Урок начинается с демонстрации учащимся изделия и проведения разбора его устройства. Показываются образцы изделия, его составные компоненты.
- Анализ технологии изготовления. Здесь, происходит демонстрация учащимся последовательности действий, ориентированных на изготовление конкретного изделия. Необходима наглядная демонстрация выполнения действия по созданию того или иного изделия, а также предоставление учащимся инструкции в письменном виде, которая послужит напоминанием о действиях, которые требуется совершить при самостоятельном выполнении задания.
- Организация рабочего места. Происходит формирование у учащихся навыков подготовки своего рабочего места к конкретному виду деятельности. Она включает в себя и инструктаж по технике безопасности.
- Практическая работа. На этом этапе реализуется трудовая деятельность учащихся. Педагог сопровождает этот процесс, контролирует правильность совершения учащимися операций, соблюдение ими техники безопасности.
- Анализ итогов деятельности. На данном этапе происходит актуализация знаний учащихся, подводятся итоги выполнения ими задания. Педагогу, необходимо оценить деятельность учащихся по установленным критериям, беря в расчет те компетенции, которые у них должны быть сформированы при овладении конкретным практическим навыком. Также, оценивается выполнение техники безопасности, акцентируется внимание на ее нарушениях. Здесь, необходимо брать в расчет возрастную категорию учащихся. Это влияет на выбор формы оценивания их деятельности.
- Уборка рабочего места. Педагог демонстрирует порядок уборки рабочего места, способы быстрого и правильного завершения деятельности.
Практикум урока технологии по созданию бумажной аппликации
Данный пример описывает методику проведения урока технологии по созданию аппликаций из бумаги.
На уроке изготавливается открытка из бумаги. Урок реализуется в несколько этапов:
- Проведение анализа конструкции образца. Педагог показывает учащимся открытку, акцентируя внимание на том, что это за изделие, для чего оно нужно, а также, на том, как она украшена – аппликации цветов.
- Анализ технологии изделия. Педагог демонстрирует порядок изготовления открытки. Первоначально берется лист картона и сворачивается пополам. Затем, происходит изготовление цветов из бумаги – сворачиваются трубочки и приклеиваются на картон в определенном порядке и определенным способом. Все эти действия демонстрируются педагогом: вырезание бумаги, ее сворачивание в трубочку, обработка картона клеем, приклеивание трубочек.
- Подготовка рабочего места. Учащимся необходимо сделать открытку самостоятельно. Для этого, подготавливается рабочее пространство: убирается все лишнее, подготавливаются инструменты: ножницы, клей. Раскладывается бумага и картон.
- Выполнение учащимися практической работы. Используется учебник по технологии, в котором дается инструкция по изготовлению открытки с иллюстрациями действий. В ходе выполнения работы учащиеся пользуются инструкцией.
- Подведение итогов. Педагог обращает внимание на работы учащихся, акцентирует внимание на совершенных ошибках. Например, неверное использование ножниц или клея. Также, работы учащихся ставятся на стол педагога для общего обозрения и анализируется соответствие работ образцу.
- Уборка рабочего места. Учащиеся собирают мусор, выкидывают отходы материала – бумаги, складывают инструменты и протирают стол от остатков клея.