Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методика преподавания математики в начальной школе

Цели и задачи методики преподавания математики в начальной школе

Эффективность организации учебно-воспитательного процесса и достижение целей и задач математического образования возможно посредством построения специальной методики преподавания математики. Особенно актуально применение специальной методики при обучении учащихся начальных классов. Это позволяет повысить качество обучения.

Определение 1

Методика преподавания математики – это система обучения, включающая эффективные приемы организации преподавания и способы передачи математических знаний учащимся, позволяющие достичь более глубокого и эффективного усвоения знаний и целей обучения математической науке.

При построении данной методики преподавания, в расчет берется целевое назначение обучения учащихся начальных классов математической науке в системе их общего школьного обучения. Оно определяет содержание методики т.е. включает учебную программу по математике, которая должна быть освоена на начальном этапе школьного обучения. Также, методика предполагает:

  • причинное обоснование выбора данной учебной программы и ее учебного материала;
  • уровень обобщения изучения всего материала курса начальной подготовки математике;
  • порядок изучения тем курса и обоснование его целесообразности;
  • методы и приемы обучения конкретному курсу начального обучения и его отдельным темам и вопросам;
  • способы освоения учащимися того или иного курса;
  • варианты применения теоретических знаний по математике для решения практических упражнений и задач;
  • приемы формирования у учащихся стабильных математических навыков.

Применение методики преподавания математики в начальной школе нацелено на предоставление педагогу системы знаний и навыков обучения математической науки учащихся младших классов, позволяющие воспитать полноценного члена современного общества с положительными чертами характера и интеллектуально развитого.

На основании поставленной цели, методика призвана решить задачи, связанные с исследованием методов, приемов и форм организации учебного процесса в начальной школе, позволяющие эффективно преподать учебную программу по математике и изучить взаимосвязь данной науки с другими научными направлениями и теориями.

«Методика преподавания математики в начальной школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Уровень развития методики преподавания математике связан с уровнем развития математической науки в данный временной период. Содержание учебных программ по математике определяется приоритетными идеями математики в настоящее время. Они, в свою очередь, определяют выбор методов обучения и его средств.

Содержание и структура начального курса математики

Начальный этап обучения математике является фундаментом ознакомления с данной наукой. Содержание данного начального курса включает в себя изучение арифметики целых чисел и величин, получение общих представлений по алгебре и геометрии.

Именно арифметические данные составляют приоритетное содержание данного курса. Что касается представлений об алгебре и геометрии, то они формируются во взаимосвязи с арифметическим материалом. На начальном этапе обучения в школе компоненты алгебры и геометрии не включены в отдельные разделы курса по математике. Такое построение учебной программы позволяет развить у учащихся представления об алгебре и геометрии и более полно и глубоко усвоить арифметические знания.

При изучении арифметики происходит изучение ее теории и практики в их тесной взаимосвязи. Материал изучается отдельными блоками, но во взаимосвязи с нумерацией чисел. Она исследуется поэтапно. Курс заканчивается знакомством с тысячей. Параллельно с нумерацией осуществляется исследование различных арифметических действий:

  1. сложение;
  2. вычитание;
  3. умножение;
  4. деление.

Эти блоки дополняются материалом, включающим информацию о величинах, дробях, алгебраический и геометрический материал.

Такая методика преподавания является доступной и эффективной для усвоения учащимися. Дети, начинают изучать числа, с которыми они ознакомились еще в дошкольный период изучения математики. Затем, область, изучаемых чисел расширяется и дополняется новыми методами оперирования ими. Дети повторяют то, что они уже знают и получают новые знания. Так, реализуется преемственность математического обучения.

Замечание 1

Курс начальной математики основывается на том, что все его блоки связаны между собой, а каждый математический термин имеет свое развитие. Это соответствует возрасту учащихся и их способностям к восприятию математической информации.

Методы и приемы организации преподавания начального курса математики

Преподавание математики реализуется посредством применения разнообразных педагогических методов, применяемых для обучения любой учебной дисциплине. Сюда входят словесные методы, наблюдение, экспериментальная деятельность, догматические, эвристические методы, индуктивные и дедуктивные. Все они применяются таким образом, чтобы учесть возрастную специфику развития младших школьников. Методы могут применяться по отдельности, а могут в комплексе. Все зависит от конкретной темы учебной программы.

Выбор рационального метода обучения математике зависит от следующих параметров:

  • целевого назначения обучения;
  • содержания учебной программы;
  • степень интеллектуального развития учащихся;
  • уровень математической подготовки учащихся на предыдущем этапе обучения.

Кроме того, выбор методов обучения зависит от стадии преподавания учебной программы.

На подготовительном этапе обучения, учащиеся должны получить представление о том материале, который они будут изучать. Педагог применяет словесные методы обучения, рассказывая учащимся, что именно они будут изучать, каким образом и в каком объеме. В некоторых случаях целесообразно применять методы самостоятельной работы, чтобы продемонстрировать учащимся примеры выполнения упражнений, понять, поймут ли они принцип решения тех или иных задач.

В основной части учебного занятия, когда происходит ознакомление с новой темой, педагог может применять разнообразные методы. Это могут быть и словесные методы, ориентированные на усвоение теоретических данных, наглядные методы, позволяющими сделать теоретическую информацию более понятной и доступной. Также, может применяться эвристическая беседа, а также индуктивные методы обучения.

В ходе ознакомления с практическими приемами решения математических задач целесообразно применение дедуктивных методов.

Дата последнего обновления статьи: 17.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot