Методика обучения математике: сущность и целевое назначение
Методика обучения математике – это научная отрасль педагогики, занимающаяся исследованием основ преподавания математической науки, методов и средств обучения математике.
Разработка методики обучения математики необходима для того, чтобы повысить качество и эффективность обучения математике, выбирая наиболее продуктивные технологии и методы обучения.
Методика обучения математики разрабатывается на основании трех направлений деятельности:
- Определение целевого назначения обучения. При разработке методик необходимо определить для чего нужно обучать математике, что даст данное обучение, каковы возможности применения, усвоенных математических знаний.
- Определение содержания обучения. Требуется определить, чему нужно научить, какие навыки требуется развить у учащихся, в течение какого временного периода их необходимо получить, обоснование их значимости и актуальность практического применения.
- Определение методов и инструментария, используемого в обучении. Здесь, предполагается выбор способов организации учебного процесса, форм работы, а также методов и способов, посредством которых можно эффективно усвоить содержание обучения.
Методика обучения математике занимается исследованием вопросов, связанных с процессом обучения математики на разных уровнях образования. Наиболее важным, представляется обучение математике в начальной школе. Это обусловлено тем, что с этого периода начинается знакомство учащихся с математической наукой, усвоение основных математических законов. От успешности обучения на данном этапе зависит успех дальнейшего освоения курса математики в школе.
Методика обучения математике в начальной школе нацелена на определение основных закономерностей обучения математике на данном возрастном этапе развития детей, выявление наиболее эффективных способов познания математических законов и освоения содержания программы начального курса математики.
Изучение математики в начальной школе ориентировано на достижение ряда важных задач:
- Математическое развития младшего школьника. Предполагается, что математика позволяет развивать мышление и логику учащихся, формирует навыки пространственной ориентации и пространственного воображения, умения рассуждать и делать выводы, работать с информационными ресурсами;
- Получение начальных математических представлений. Учащиеся получают представление о том, что представляет собой данная наука, из каких компонентов она состоит, какими способами можно вычислить что-либо, какие арифметические операции имеются, как решать различные жизненные задачи, посредством применения математических приемов;
- Развитие интереса к математики. Необходимо воспитать желание использования математических способов деятельности в повседневной жизни.
Особенности методики обучения математике в начальной школе
Методика обучения математике в начальных классах ориентирована на развитие у учащихся различных личностных, предметных и метапредметных умений. В итоге изучения начального курса математики, учащиеся должны быть готовы к применению математики в быту, заинтересованы в более глубоком и расширенном изучении дисциплины, обладать навыками анализа данных, с математической точки зрения, владеть логикой решения различных учебных задач, иметь представление об основных компонентах математической науки и операций с ними: числах, величинах, арифметических действиях.
Методика обучения математике в начальных классах имеет свои специфические черты. К ним относятся:
- Получение общего представление о математической науке: поверхностное знакомство с алгеброй и геометрией.
- Взаимосвязь теории с практикой. Обучение математике невозможно без тесного взаимодействия теоретических научных данных и их практического использования.
- Освоение содержания обучения отдельными блоками, но во взаимосвязи с нумерацией чисел, которые исследуются постепенно, в конкретной последовательности.
- Арифметические действия осваиваются в параллели с изучением нумерации, а также теоретическими сведениями об устройстве алгебры и геометрии.
- Постепенное знакомство с новыми числами и выполнение операций с ними, посредством знакомства с разнообразными методами и приемами.
- Опора на принцип преемственности обучения. Материал новой темы должен быть обязательно связан с предыдущим. Знания, полученные ранее, непрерывно повторяются для их лучшего усвоения.
- Начальный курс математики ориентирован на развитие интеллектуальных способностей ребенка.
- Использование объяснительно-иллюстративного метода обучения. Педагог показывает детям, каким образом можно решить тот или иной пример, задачу и дает учащимся возможность самостоятельного решения подобной задачи по шаблону.
- Использование частично самостоятельного решения математических задач. Педагог делит задачи на отдельные стадии, большинство из которых он решает сам, а некоторые, более простые, дает решать учащимся.
- Использование технологии проблемного обучения. Педагог сформулирует проблему и помогает учащимся отыскать оптимальный вариант е решения.
- Подача нового материала должна производиться дозировано. Для этого, тема разбивается на под темы и еще меньшие части.
- Методика обучения математике в начальной школе тесно связана с психологией. Выбор методов обучения зависит от специфики возрастного развития учащихся младших классов. Педагогу требуется организовать внимание ребенка, использовать специальные приемы, которые упрощают запоминание информации и упрощают восприятие математических данных.
- Процесс обучения математике выступает мотивацией к личностному развитию ребенка, а именно, его волевых качеств, эмоциональной сферы, коммуникативных навыков, темперамента и характера, ответственности и самостоятельности.