Методика и методы преподавания английского языка
Методика преподавания языка – это совокупность методов и приемов, а также способов изучения того или иного языка. Она представляет собой четкий алгоритм действий, позволяющий изучить язык с нуля до продвинутого уровня.
Языки всегда были дисциплиной, обязательной для школьного изучения. Безусловно, с течением времени подход к преподаванию языка и его изучению изменился – от чего-то отказались, а что-то новое добавили. Основными и самыми распространенными методами преподавания английского языка являются:
- грамматико-переводной метод;
- аудиолингвальный метод;
- прямой метод;
- структурный подход;
- суггестопедия;
- полный физический отклик;
- молчаливый метод;
- лексический подход;
- обучение, ориентированное на задачи;
- метод общины;
- коммуникативная методика.
Характеристика методов обучения английскому языку
Грамматико-переводной метод – наиболее распространенный способ преподавания языка. Почти классический. Основа данного метода – изучение грамматики и полноценная работа с переводом. Не смотря на то, что современные учебные заведения отказались от данной методики в пользу коммуникативной, метод и сейчас частично используется.
Аудиолингвальный метод – базируется на постулате бихевиористов о том, что изучать и запоминать различные вещи необходимо постоянным повторением. Методом предполагается устная подача материала с многократным повторением разных лексических и грамматических структур под руководством и контролем педагога.
Прямой метод – имеет сходство с аудиолингвальным методов, так как тоже основан на многократном повторении и отработке различных структур. Но основное их различие заключается в том, что язык преподносится индуктивно, то есть преподаватель может не разъяснять учащимся то или иное правило, а напротив, помогает им самостоятельно понять и вывести его на основании языкового материала. Также необходимо отметить, что в аудиолингвальном и прямом методе педагоги используют только изучаемый язык, использование родного языка не допускается.
Структурный подход – основан на структуре и ее изучении. Основная идея подхода – гипотеза, касающаяся того, что любой язык включает комплекс грамматических правил, и они должны изучаться в определенной последовательности.
Суггестопедия – данный метод был признан псевдонаучным, но некоторое время он был достаточно популярным. Данная методика выстраивалась на уверенности учащегося в том, что подход сработает, то есть использовали методы легкого гипноза. Большое внимание уделяли тому, чтобы учащийся не испытывал какого-либо дискомфорта на протяжении всего занятия. Также метод предполагал широкое использование музыки.
Полный физический отклик – базируется на принципе «делать изучая». Данная методика прекрасно показала себя в работе с учениками младшего возраста – дошкольниками и учениками начальной школы. На уроках практикуют выполнение простых и коротких команд и поручений. Этому помогает учащемуся запоминать наиболее простые фразы, которые со временем будут все усложняться.
Молчаливый метод – уделяет большое внимание развитию самостоятельности учеников. То есть педагога почти не говорит на занятии, например, не дает никаких подробных и пространственных объяснений грамматики. Вместо этого он берет на себя роль помощника, который направляет учеников на пути. Большая важность отведена произношению – именно ему и отводят на каждом занятии массу времени. Также регулярно повторяют уже пройденную лексику и грамматику. Часто ученики даже могут не писать формальных тестов, посвященных изученному материалу, вместо этого преподаватель оценивает их успехи на каждом следующем уроке.
Лексический подход – главным в данной методике считается изучение лексики. Изначально определяют перечень наиболее часто употребляемых слов и лексических конструкций, а изучение идет постепенно, продвигаясь от наиболее простого, к сложному. Грамматике отводится существенно меньше внимания, чем в случае всех остальных методов.
Обучение, ориентированное на задачи – предполагает построение изучения языка на выполнение какой-либо коммуникативной задачи. Например, преподаватель может дать студентам задание разыграть диалог на тему «В кафе». Учащиеся, разбившись на несколько пар или групп, выполняют его с использованием только тех лексических и грамматических средств, которыми они располагают. Затем проводят анализ того, какой язык и языковые средства необходимы, чтобы успешно выполнить это задание, а преподаватель предоставляет ученикам необходимый им объем лексики и грамматики, после чего они выполняют аналогичное задание, используя новые языковые инструменты.
Метод общины – основан на работе учеников в группах, они помогают друг другу и могут делиться уже имеющимися языковыми знаниями. Преподаватель снова берет на себя лишь роль помощника, а не педагога в классическом смысле слова.
Коммуникативная методика – на сегодняшний день, данная методика наиболее популярна. Ее основанием, как следует из названия, служит коммуникация. Коммуницировать может преподаватель со студентами, студенты в парах или группах, всей группы вместе. Главная задача обучения – научить студентов общаться, а не просто досконально изучить всю грамматику или научиться механическому переводу текстов. Общение между преподавателем и учащимися ведется полностью или практически полностью на английском языке. Коммуникация учащихся между собой также поощряется в любом виде. Даже если в речи отмечаются ошибки или неточности, они не так важны, как сам процесс коммуникации и взаимодействия учащихся.