Коллективная творческая деятельность и ее воспитательное значение
Коллективная творческая деятельность (КТД) – это совместная деятельность детей и взрослых, ориентированная на развитие навыков социального взаимодействия и творческих способностей каждого участника деятельности, интеллектуальное развитие, а также формирование организаторских способностей.
КТД лежит в основе организации обучения в дошкольных образовательных заведениям. Это обусловлено идеями коллективного воспитания, воспитания в совместной деятельности, творческого развития в коллективе, выдвинутыми еще в период развития дошкольной педагогики в СССР.
Впервые понятие коллективного творческого дела было введено в 60-е года XX столетия. Ее истоки были заложены в трудах А.С. Макаренко, который выдвигал идею об эффективности воспитания в коллективе.
Рисунок 1. Технология коллективно-творческих дел. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Коллективная творческая деятельность и по сей день активно используется в педагогике. Это связано с тем, что данная деятельность имеет свою специфику организации и огромный воспитательный потенциал. Он состоит в следующем:
Свобода деятельности, ориентированная на развитие инициативы учащихся. Углубление и расширение знаний дошкольников об окружающем мире. Развитие навыков рефлексивной деятельности. Формирование основ проектирования у детей. Социальное развитие ребенка в ходе совместного общения и взаимодействия. Развитие навыков организации и самоорганизации. Возможность удовлетворения своих коммуникативных потребностей.
Коллективная деятельность носит обязательный совместный характер т.е. она организуется и реализуется посредством совместного планирования, прогнозирования и проектирования своей деятельности детьми и взрослыми.
Воспитательное значение данной деятельности велико потому, что она носит творческую направленность. КТД ориентировано на решение различных практических задач. На каждом этапе данной деятельности выдвигаются идеи ее реализации, осуществляется поиск путей оптимального развития событий и способов действия, используется креативный подход к достижению его целевого назначения.
От того, насколько умело организовано коллективное творческое дело, зависит его эффективность и воспитательный результат.
Организация коллективной творческой деятельности
В основу коллективной творческой деятельности положены три основные идеи:
- Дело, ориентированное на решение каких-то образовательных, воспитательных задач, улучшение условий жизни, принесение пользы обществу. Предполагается возможность организации любого занятия, проведение мероприятия, носящего общественно полезный характер.
- Коллективность деятельности. Работа носит коллективный характер т.е. она базируется на совместном проведении и включает взаимодействие детей и взрослых.
- Творческая направленность деятельности. Такая деятельность должна быть необычной, непохожей на иные и помогать в раскрытии природного потенциала детей.
Таким образом, организуя КТД, воспитатель ставит определенные цели, которых необходимо достичь в ходе совместного творчества.
Любое мероприятие, основанное на трех ключевых идеях КТД, организуется согласно следующему алгоритму:
- Замысел КТД. Он основан на целеполагании т.е. в его основе лежат воспитательные цели, которых требуется достичь в ходе коллективной творческой деятельности.
- Планирование деятельности. Оно носит коллективный характер т.е. все этапы деятельности планируются и утверждаются при согласии всех участников, на основе совершения совместного выбора, прихода к общему знаменателю.
- Подготовка деятельности. В зависимости от вида деятельности и ее целевого назначение реализуются подготовительные мероприятия, реализуемые совместной работой всего коллектива, посредством распределения ролей и обязанностей между всеми участниками деятельности, собираются инструменты его реализации, подбираются средства и т.д.
- Проведение КТД. Осуществляется реализация КТД посредством совместного творчества и единой направленности деятельности, ориентированной на достижение конкретной цели и решение определенных задач.
- Анализ результатов деятельности. Он ориентирован на выработку у детей навыков рефлексии. Происходит обсуждение результатов проделанной работы, подводятся ее итоги и выявляется их соответствие, прогнозируемым. Данный этап должен быть эмоционально насыщенным.
- Закрепление данного опыта и создание возможностей его дальнейшего использование в педагогической практике.
Условия эффективной реализации методики КТД
Коллективная творческая деятельность будет результативной и способствовать достижению конкретного воспитательного эффекта при соблюдении ряда условий ее реализации:
- Единство уважения и товарищеской требовательности при организации КТД. Это означает, что педагог воспринимает детей, как равных партнеров. Он уважает их мнение, предъявляет ко всем (в том числе и к себе) равные требования, верит в творческие возможности и способности каждого ребенка и действует с приложением максимальных усилий для достижения совместной цели;
- Единство коллективного воздействия. Оно означает оказание воздействия педагога на воспитанников и на других воспитателей, на основе которого формируются основы воздействия воспитанников друг на друга и на воспитателей, закладываются потребности в самовоспитании у всех участников КТД;
- Проявление творческой заботы. Она заключается в ответственном отношении воспитателя к воспитанникам, проявления любви и уважения к ним;
- Единое воспитательное воздействие на познавательную, эмоциональную и нравственную сферу личности воспитанников. Это означает, что каждый элемент КТД должен влиять на формирование научных знаний детей, формировать их чувства, взгляды, убеждения, развивать интересы и потребности, волевые качества, закладывать основы чувственного восприятия мира;
- Вариативность использования КТД. Здесь получается тавтология, но КТД требует творческого подхода к использованию.