Характеристика игровых технологий
Урок-игра – это активная форма учебного занятия, в ходе которого моделируется определенная реальная ситуация с целью воссоздание и усвоение общественного опыта.
Педагогика в качестве основных видов деятельности рассматривает игровую, учебную и трудовую деятельность.
В практике мировой педагогики игру рассматривают в качестве соревнования или состязания играющих, действия которых ограничиваются определенными условиями, или правилами, и направляются на достижение определенной цели – выигрыша, победы, приза, хорошей оценки.
Игровая технология отличается от других педагогических технологий следующими чертами:
- является привычной и любимой формой деятельности для детей любого возраста;
- вызывает у учеников высокий уровень эмоционального и физического напряжения, так как в игровой деятельности гораздо легче преодолевать трудности, препятствия и психологические барьеры;
- помогает использовать разные способы мотивации: мотивы общения, моральные и познавательные мотивы;
- развивает у учащихся инициативность, настойчивость, творческий подход, воображение и устремленность;
- дает возможность передавать знания, умения и навыки в контексте их практического применения;
- помогает учащимся усваивать учебный материал, расширяет их кругозор посредством использования дополнительных источников;
- развивает у детей коммуникативные качества, умение работать в парах и команде.
При реализации игровой формы обучения, необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
- цель игры – какие умения в области информатики дети усвоят в процессе игровой деятельности;
- количество участников игры;
- материалы, необходимые для проведения игры;
- простота и точность формулировки игровых правил;
- время, отведенное на игру;
- на каком этапе урока будет использована игра;
- каким образом вовлечь в игру всех детей;
- как использовать игровую основу, чтобы применить в ней новый учебный материал;
- четко и справедливо подводить итоги игры;
- формулирование выводов учениками после игры.
Игровые элементы на уроках информатики
Наиболее популярными на уроках информатики являются следующие игровые элементы:
- анаграммы;
- кроссворды;
- ребусы.
Кроссворд – это головоломка, предполагающая заполнение буквами перекрещивающихся рядов клеточек таким образом, чтобы по вертикали и горизонтали получились слова с заданные значением.
Кроссворд позволяет детям проявить себя, самостоятельно искать ответ на поставленный вопрос, расширить кругозор, способствует развитию логического мышления, тренирует память и сообразительность, учит работать с разными источниками информации, вырабатывает навык доводить до конца начатое дело.
Ребус – это тип загадки, в которой искомое слово или фразу изображают комбинацией рисунков, букв и знаков.
Ребусы выполняют обучающую, контролирующую и творческую функции, так как разгадывание ребусов представляет своеобразную гимнастику для ума, отличную тренировку логического мышления, терпения, силы воли, тренирует усидчивость и настойчивость.
Анаграмма – это слово или фраза, которая получается из других осмысленных фраз или слов посредством перестановку имеющихся в них букв.
Разгадывание анаграмм помогает развивать навыки фонематического анализа и синтеза слов, фонематические представления, расширяет словарный запас, обогащает активный словарь, способствует развитию мышления и памяти, слухового и зрительного внимания, расширяет поле зрения детей и воспитывает интерес к чтению, то есть, выполняет, таким образом, обучающую, контролирующую и творческую функции.
Игровой элемент на современном уроке информатики является обязательным атрибутом. Чтобы стимулировать самостоятельность и активность каждого учащегося, педагоги предлагают задания направленные на развитие памяти, внимания и логического мышления.
Привлечение компьютера в обучающий процесс становится способом активизации творческого личностного развития ребенка. Компьютерные программы, имеющие игровую форму, несут большую дидактическую нагрузку. Они взаимосвязаны с содержанием рабочих тетрадей детей. Высокую насыщенность урока поддерживают благодаря разнообразию форм урока, широкому применению игровых методов обучения и контроля знаний. Урок делят на практическую часть, предполагающую использование компьютера, и теоретическую. Между ними проводят разминку, гимнастику для глаз.
Основная цель игры на уроке – сформировать представление об учебной информации, развить у детей внимание, память и выработать навыки культурно-продуктивного общения, а также поднять интерес к учебе, что повысит эффективность обучения.