Сущность и специфика методического сопровождения обучения математике детей дошкольного возраста
Методическое сопровождение – это определенные действия, организованные в целенаправленный процесс решения конкретных образовательно-воспитательных задач и поиска наиболее оптимальных для этого методов и средств.
В настоящее время существует проблема по организации эффективного образовательного процесса, направленного на обучение детей дошкольного возраста математике. Проблема заключается в том, что математика как наука, развивается достаточно динамично и проникает во все сферы знаний.
Математика, как учебный предмет, достаточно сложная для освоения дошкольниками наука. Довольно часто ее изучение вызывает трудности у детей. В первую очередь это обусловлено тем, что не все дети обладают математическим мышлением. В связи с чем, одной из задач воспитателей ДОУ является развитие у дошкольников интереса к знаниям по математике. Этот интерес и тяга облегчат последующее изучение математики в школе.
В современных дошкольных образовательных учреждениях используются разнообразное методическое сопровождение математического образования, например, методическое пособие И.А. Помораевой и В.А. Позиной, которое адресовано воспитателям, осуществляющим образовательную деятельность по программе «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы.
Методические пособия, которые используют воспитатели в своей работе, рассматривают вопросы организации эффективной работы по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, а также развития возрастных возможностей и познавательной деятельности дошкольников.
Каждое методическое пособие состоит из комплекса учебных и игровых заданий, упражнений, наглядных и практических методов, средств и приемов математического образования детей дошкольного возраста.
Использование воспитателями методических пособий в математическом образовании дошкольников способствует тому, что дети овладевают необходимыми приёмами и способами познания, обучаются применять свои теоретические знания в практической деятельности. Организованное таким образом обучение создает предпосылки для формирования правильной направленности учение.
Особенностью методических пособий по математике для детей дошкольного возраста является то, что весь собранный в них материал сюжетный. Специально подобранные упражнения и задания направлены на развитие у дошкольников психических процессов (внимание, память, мышление, мотивация, мыслительная активность и т.д.). Методика работы с дошкольниками не предусматривает прямого обучения, она предполагает создание обучающих ситуаций, что значительно повышает активность детей в осмыслении математического материала и самостоятельном выполнении заданий.
Все знания, которые дошкольники получают на специально организованных занятиях по математике в ДОУ, необходимо закреплять и в повседневной жизни. С той целью, многие методические разработки включают в себя рабочие тетради для занятия не только в ДОУ, но и рабочие тетради с дополнительным материалом. Дополнительные рабочие тетради дети осваивают совместно с родителями. Такие тетради направлены на закрепление и расширение математических знаний у детей дошкольного возраста.
Общая характеристика программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки»
Одним из наиболее часто используемых методическим сопровождением по математическому образованию детей дошкольного возраста, является программа Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки».
Программа Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» и ее учебно-методический комплект:
- Опираются на принцип развивающего обучения, который предполагает своевременное и полноценное развитие каждого ребенка дошкольного возраста.
- Опираются на принцип практической применимости и научной обоснованности получаемых знаний.
- Подразумевают соответствие представляемой учебной информации таким критериям как полнота, необходимость и достаточность.
- Имеют направленность на обеспечение единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач.
- Подразумевают построение образовательного процесса в ДОУ с учетом интеграции всех образовательных областей, предусмотренных программой ДОУ, а также с учетом возраста воспитанников, их индивидуальных возможностей и потребностей.
- Базируются на принципе комплексно-тематического построения образовательного процесса в ДОУ.
- Предполагают решение поставленных образовательных задач посредством организованной совместной деятельности воспитателя и воспитанников, не только в рамках учебных занятий, но и во время режимных моментов.
- Предполагают обеспечение достижения всеми воспитанниками готовности к обучению в начальной школе.
Основополагающие теории и положения программы:
- Положение Л.С. Выготского о ведущей роли процесса обучения в общем развитии ребенка дошкольника.
- Теория А.В. Запорожца об эффективном обогащении ребенка посредством организованных видов специфической для дошкольников деятельности.
- Ведущие методы обучения: словесные, практические задания, наглядности, проблемно-поисковые.
Программа «Математические ступеньки» включает в себя комплекс пособий. Для каждого возраста разработан свой комплект рабочих тетрадей, учебников и методических разработок. Все представленные в программе задания группируются по разделам (количество и счет, величина, геометрические фигуры и т.д.).
Программа предусматривает предоставление каждому дошкольнику возможности самостоятельно выбирать те задания, которые он хочет выполнять в данный момент. Кроме того, ему предоставляется возможность самостоятельно оценить правильность выполнения заданий, исправить свои ошибки.
Основным назначением этой программы является:
- Методическое сопровождение педагогов при подготовке и проведении занятий по математике, с учетом возрастной группы ДОУ.
- Предоставление дошкольникам возможности самостоятельно выполнить весь комплекс заданий и упражнений.
- Формирование у детей дошкольного возраста интереса к математике, овладение ими элементарными математическими знаниями.
- Развитие у дошкольников математических способностей.
- Подготовка к последующему этапу обучения математике.