Методическое обеспечение образовательного процесса – это составление регламента реализации образовательной деятельности с соблюдением правил и норм ее проведения и рекомендаций деятельности педагогов в процессе своей профессиональной работы.
Образовательный процесс на уровне дошкольного образования имеет свои особенности. Они отражаются в методическом обеспечении работы педагогов ДОУ и функционировании дошкольного образовательного учреждения в целом.
Содержание методической работы ДОУ
Методическая работа дошкольного учреждения образования, прежде всего, ориентирована на оказание помощи воспитателям в реализации своих функций и обеспечении качественной работы учебного заведения.
Методическая работа ДОУ реализуется посредством создания в учебном заведении методической службы. Она включает в себя руководителя ДОУ и методиста, а также совокупность методической литературы, определяющей основы построения образовательного процесса ДОУ и основы его реализации педагогами и иными специалистами. Методист является старшим воспитателем, занимающимся разработкой рекомендаций работы воспитателей и их помощников и оказанием помощи и поддержки их профессиональной деятельности.
Содержание методической работы ДОУ связано с функциями, ориентированными на развитие профессионализма воспитателей и повышение качества их деятельности. С этой позиции выделяют следующие функции деятельности методической службы, отражающие ее содержание:
- Развитие личностных качеств педагога и его профессионализма. По данному направлению разрабатываются рекомендации развития у воспитателей стрессоустойчивости, повышения их работоспособности, выбору стиля педагогического общения, мотивации творческой профессиональной деятельности воспитателя и способы повышения педагогического мастерства.
- Развитие творческого потенциала педагогического коллектива. Разрабатываются ценностные ориентации деятельности педагогов, правила проведения диагностики воспитанников, правила участия в исследовательской деятельности, приобщение педагогов к ней, распространение передового педагогического опыта, формирование стимулов к творческой деятельности.
- Обновление образовательного процесса и развитие взаимодействия ДОУ с другими образовательными системами. Осуществляется разработка основ применения передового педагогического опыта в образовательном процессе, научных достижений психологии, педагогики, логопедии и использование опыта работы деятельности педагогов, использованном в коллективе педагогов ДОУ.
Система методической работы строится на основании следующей структуры деятельности:
- Прогнозирование реализации образовательного процесса ДОУ.
- Программирование реализации образовательного процесса ДОУ.
- Планирование реализации образовательного процесса ДОУ.
- Организация реализации образовательного процесса ДОУ.
- Регулирование реализации образовательного процесса ДОУ.
- Стимулирование реализации образовательного процесса ДОУ.
- Проведение коррекции реализации образовательного процесса ДОУ.
Каждое направление деятельности включает определенные аспекты содержания методической работы ДОУ, ориентированной на выполнение ее функциональной роли.
При проектировании содержания методической работы ДОУ, важно, определить ее содержание. Выбор должен быть сделан в опоре на результаты практической деятельности дошкольной образовательной организации и конкретные направления работы должны быть подкреплены качественными результатами, уровнем развития воспитанников.
Содержание методической работы должно быть связано с насущными проблемами деятельности дошкольной образовательной организации и работой педагогов ДОУ.
Основные направления методической деятельности ДОУ
Методическое обеспечение образовательного процесса ДОУ реализуется по следующим направлениям:
- Информационно-аналитическая работа. Она связана с изучением педагогического коллектива и профессиональной деятельности педагогов. Выявляются их качества, свойства, опыт работы педагогов, их достижения, а также передовой педагогический опыт и возможности его внедрения.
- Мотивационная работа. Она связана с постановкой целей исследовательской деятельности педагогов и их привлечением к ней. Старший воспитатель организует исследовательскую деятельность педагогов и создает условия ее для реализации, привлекает педагогов к научной деятельности.
- Планово-прогностическая работа. Осуществляется планирование деятельности педагогов и формирование прогнозов ее реализации. Происходит диагностирование уровня развития педагогов, определения зоны их ближайшего развития и составление программ их деятельности.
- Организационно-исполнительская работа. Она связана с помощью в работе педагогов, решением их профессиональных затруднений, а также проведением контроля работы воспитателей и их аттестация.
- Контрольная работа. Проводится оценка качества образовательной деятельности, итоги работы отдельных педагогов и оценивается уровень развития воспитанников.
- Регулятивно-коррекционная работа. Она связана с оказанием оперативной помощи педагогам по ходу учебно-воспитательного процесса, ориентированной на коррекцию недостатков деятельности педагога.
Уровни организации методической работы в ДОУ
Методическое обеспечение образовательного процесса ДОУ реализуется на следующих уровнях:
- Репродуктивный уровень. Он связан с ознакомлениями педагогов с основами работы, без исследования их соблюдения ими, а также формированием у педагогов теоретических знаний, затрагивающих формы и методы реализации образовательной деятельности. на данном уровне, методическая служба не оценивает итоге своей деятельности, не анализирует работу педагогов.
- Частично-поисковый уровень. Работа реализуется с применением новых форм и методов профессионального развития воспитателей. Однако, она носит периодический характер и не всегда бывает связана между собой. Потому, эффективность методического обеспечения данного уровня является низкой.
- Творческий уровень. Он связан с использованием инновационной системы взаимодействия с педагогическим составом, непроверенными формами работы, опробыванием новых технологий в управлении образовательным процессом ДОУ и ориентированных на повышение его качества. Данный уровень может дать, как положительные, так и отрицательные результаты методического обеспечения, поскольку, оно не имеет опыта применения.
- Исследовательский уровень. Он связан с исследованием проблемных сторон работы ДОУ, исследованием новых форм и методов реализации образовательной деятельности и разработкой практических рекомендаций по их внедрению. Этот уровень дает самые продуктивные результаты, позволяя повысить качество образовательной деятельности ДОУ.