Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методические подходы в образовании

Определение 1

Методические подходы – это методологическая точка зрения на объект изучения, принципы реализации общей стратегии исследования.

Методические подходы отражают совокупность знаний и навыков, которыми обладает исследователь при рассмотрении конкретного объекта с разных сторон, с разных точек зрения.

Методические подходы в образовании отражают определенную точку зрения, применение конкретных методов в реализации образовательной деятельности и определении закономерностей реализации образовательного процесса на конкретном уровне и этапе обучения.

Отличие методических подходов от методов образования

Следует отметить, что методические подходы не являются тождественными методам образования.

Основными отличиями данных категорий являются:

  1. Подход не является четко разработанным методом выполнения той или иной операции в системе образования. Он формируется при исследовании конкретной образовательной проблемы, при отсутствии существующих методов ее решения.
  2. Методические подходы являются альтернативными вариантами решения, поставленной проблемы, задачи в сфере образования.
  3. Методические подходы могут включать в свой состав не один, а совокупность методов и средств решения педагогической задачи, а также, определять ее закономерности, принципы, включать теоретическое обоснование решения.

Методические подходы включают в себя теоретическую базу, лежащую в основе реализации образовательной деятельности и технологию ее реализации т.е. модель практического действия.

Функциональная роль методических подходов в образовании

Методические подходы в образовании ориентированы на определение методов реализации разных видов и направлений образовательной деятельности на разных уровнях и этапах обучения. Их роль в образовательной деятельности сводится к выполнению следующих функций:

«Методические подходы в образовании» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  1. Гносеологическая функция. Она связана с познание образовательной действительности т.е. в ходе разработки методических подходов происходит исследование образовательного процесса и его особенностей, закономерностей реализации.
  2. Прогностическая функция. Она позволяет составить прогноз развития образования, образовательной деятельности, образовательного процесса на основе, имеющихся знаний в области педагогики.
  3. Научно-мировоззренческая функция. Она является отражением научных основ образовательной деятельности, реализации научного подхода к образовательному процессу.
  4. Технологическая функция. Она отражает технологию реализации образовательной деятельности т.е. те методы и средства, которые используются для достижения целей и задач образования.
  5. Праксиологическая функция. Она связана с изучением практики реализации образовательной деятельности и ее основ.
  6. Концептуальная функция. Она отражает использование методики образования в качестве способа формирования целостного представления об образовательном процессе и его значении, тенденциях и направлениях развития.

Современные методические подходы к образованию

На сегодняшний день, в качестве методических основ реализации образовательной деятельности выделяют следующие подходы:

  1. Формирующий подход. Он означает, что в ходе образовательной деятельности реализуется целенаправленное воспитательное воздействие на каждого учащегося. Обучение происходит на основании демонстрации способа действия, его объяснении и выполнении тренировочных упражнений на его отработку.
  2. Антропологический подход. Он основан на антропологических принципах развития человека и предполагает выявление природных задатков учащегося и организацию обучения, ориентированную на их развитие, с учетом сенситивных этапов психического развития организма, с применением природосообразных методов и средств.
  3. Культурологический подход. Он опирается на свободу творчества и самовыражения каждого учащегося, который является высшей ценностью образовательной деятельности, имеет право выбора собственного образовательного маршрута и осваивает культурные ценности и нормы в ходе социального и коллективного общения и взаимодействия.
  4. Биогенетический подход. Он связан с природными задатками учащегося, которые раскрываются посредством применения специальных методов обучения и воспитания. Обучение может ускорить или затормозить процесс естественного развития личности.
  5. Герменевтический подход. Он опирается на переживания учащихся. Процесс обучения предполагает формирование у учащихся навыков понимания себя, своих потребностей и способностей, которые позволяют выработать основы саморазвития, самопознания и самореализации в образовательном процессе. Методы обучения предполагают исключение формирования негативных переживаний ребенка.

Выделяют, также, несколько подходов к отбору содержания образования. К ним относятся:

  1. Теория материального образования. Она основана на передаче учащимся большого количества информации, освоение ими большого объема данных. Знания затрагивают разные области и сферы деятельности. Данный подход выдвигает большой перечень требований к энциклопедическим, научным знаниям при завершении того или иного этапа обучения.
  2. Теория формального образования. Она опирается не на формирование системы научных знаний и освоение большого объема научной информации, а предполагает развитие интеллекта учащегося т.е. формирование навыков учебной работы, умений добывать знания и оперировать ими. Таким образом, формируются навыки учебной деятельности, формируются основы анализа и синтеза, развивается логическое мышление.

Как правило, в современном образовании преобладает теория формального образования в качестве методической основы отбора содержания образовательной деятельности. При этом, формирование энциклопедических знаний учащихся не исключается, но они не носят приоритетного значения в образовательной деятельности. Прежде всего, уделяется внимание развитию познавательной потребностей и способам добывания знаний из разных областей науки.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 10.09.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot