Методические подходы – это методологическая точка зрения на объект изучения, принципы реализации общей стратегии исследования.
Методические подходы отражают совокупность знаний и навыков, которыми обладает исследователь при рассмотрении конкретного объекта с разных сторон, с разных точек зрения.
Методические подходы в образовании отражают определенную точку зрения, применение конкретных методов в реализации образовательной деятельности и определении закономерностей реализации образовательного процесса на конкретном уровне и этапе обучения.
Отличие методических подходов от методов образования
Следует отметить, что методические подходы не являются тождественными методам образования.
Основными отличиями данных категорий являются:
- Подход не является четко разработанным методом выполнения той или иной операции в системе образования. Он формируется при исследовании конкретной образовательной проблемы, при отсутствии существующих методов ее решения.
- Методические подходы являются альтернативными вариантами решения, поставленной проблемы, задачи в сфере образования.
- Методические подходы могут включать в свой состав не один, а совокупность методов и средств решения педагогической задачи, а также, определять ее закономерности, принципы, включать теоретическое обоснование решения.
Методические подходы включают в себя теоретическую базу, лежащую в основе реализации образовательной деятельности и технологию ее реализации т.е. модель практического действия.
Функциональная роль методических подходов в образовании
Методические подходы в образовании ориентированы на определение методов реализации разных видов и направлений образовательной деятельности на разных уровнях и этапах обучения. Их роль в образовательной деятельности сводится к выполнению следующих функций:
- Гносеологическая функция. Она связана с познание образовательной действительности т.е. в ходе разработки методических подходов происходит исследование образовательного процесса и его особенностей, закономерностей реализации.
- Прогностическая функция. Она позволяет составить прогноз развития образования, образовательной деятельности, образовательного процесса на основе, имеющихся знаний в области педагогики.
- Научно-мировоззренческая функция. Она является отражением научных основ образовательной деятельности, реализации научного подхода к образовательному процессу.
- Технологическая функция. Она отражает технологию реализации образовательной деятельности т.е. те методы и средства, которые используются для достижения целей и задач образования.
- Праксиологическая функция. Она связана с изучением практики реализации образовательной деятельности и ее основ.
- Концептуальная функция. Она отражает использование методики образования в качестве способа формирования целостного представления об образовательном процессе и его значении, тенденциях и направлениях развития.
Современные методические подходы к образованию
На сегодняшний день, в качестве методических основ реализации образовательной деятельности выделяют следующие подходы:
- Формирующий подход. Он означает, что в ходе образовательной деятельности реализуется целенаправленное воспитательное воздействие на каждого учащегося. Обучение происходит на основании демонстрации способа действия, его объяснении и выполнении тренировочных упражнений на его отработку.
- Антропологический подход. Он основан на антропологических принципах развития человека и предполагает выявление природных задатков учащегося и организацию обучения, ориентированную на их развитие, с учетом сенситивных этапов психического развития организма, с применением природосообразных методов и средств.
- Культурологический подход. Он опирается на свободу творчества и самовыражения каждого учащегося, который является высшей ценностью образовательной деятельности, имеет право выбора собственного образовательного маршрута и осваивает культурные ценности и нормы в ходе социального и коллективного общения и взаимодействия.
- Биогенетический подход. Он связан с природными задатками учащегося, которые раскрываются посредством применения специальных методов обучения и воспитания. Обучение может ускорить или затормозить процесс естественного развития личности.
- Герменевтический подход. Он опирается на переживания учащихся. Процесс обучения предполагает формирование у учащихся навыков понимания себя, своих потребностей и способностей, которые позволяют выработать основы саморазвития, самопознания и самореализации в образовательном процессе. Методы обучения предполагают исключение формирования негативных переживаний ребенка.
Выделяют, также, несколько подходов к отбору содержания образования. К ним относятся:
- Теория материального образования. Она основана на передаче учащимся большого количества информации, освоение ими большого объема данных. Знания затрагивают разные области и сферы деятельности. Данный подход выдвигает большой перечень требований к энциклопедическим, научным знаниям при завершении того или иного этапа обучения.
- Теория формального образования. Она опирается не на формирование системы научных знаний и освоение большого объема научной информации, а предполагает развитие интеллекта учащегося т.е. формирование навыков учебной работы, умений добывать знания и оперировать ими. Таким образом, формируются навыки учебной деятельности, формируются основы анализа и синтеза, развивается логическое мышление.
Как правило, в современном образовании преобладает теория формального образования в качестве методической основы отбора содержания образовательной деятельности. При этом, формирование энциклопедических знаний учащихся не исключается, но они не носят приоритетного значения в образовательной деятельности. Прежде всего, уделяется внимание развитию познавательной потребностей и способам добывания знаний из разных областей науки.