Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методические основы использования электронных учебных пособий в образовании

Определение 1

Электронные учебные пособия – это учебники, представленные в форме текста, хранимого в памяти ПК и, возможного к прочтению, посредством использования ПК и иных электронных гаджетов, позволяющих считывать цифровую информацию.

Электронные учебники являются удобным способом преподнесения теоретической информации. Это обусловлено простой и доступностью ее использования, а также отсутствием каких-то ограничений: информация может быть прочитана в любое время, в любом месте.

Электронные учебные пособия активно используются в современном образовании. Они могут дополнять печатные учебники, а могут и заменять их. Их применение имеет свои особенности организации образовательной деятельности.

Структура электронного учебного пособия

Чтобы электронный учебник мог быть использован в образовательном процессе, он должен отвечать ряду методических требований. В первую очередь, они касаются его структуры. Она должна включать следующие компоненты:

  1. Обложка. Она должна быть яркой и насыщенной. Это стимулирует к прочтению данного пособия.
  2. Титульный лист. Он представлен в виде изображения на экране, на котором отражено название учебного пособия, информация о его проверке Министерством образования и науки РФ или прохождении аттестации, авторе учебника, его ученой степени, достижениях, дате издания и издательстве, выпустившем его.
  3. Содержание. Оно является значимым структурным компонентом учебника. В нем отражаются все части, разделы учебника, кликнув на которые открывается доступ к ним. Важным требованием к содержанию современного электронного учебника является его двухуровневость, т.е. наличие в учебнике разделов и подразделов, которые расположены на одной электронной странице.
  4. Аннотация. Она является кратким содержанием учебной информации, отражением ее сути.
  5. Список авторов. Он включает в себя перечень авторов, на книги которых была сделана опора при формировании электронного пособия, а также авторов-разработчиков данного электронного учебника.
  6. Словарь терминов. Он необходим для полноценного раскрытия содержания учебной информации, разъяснения учащимся отдельных научных понятий.
«Методические основы использования электронных учебных пособий в образовании» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Помимо требованиям к разделам учебного электронного пособия, имеется еще ряд требований, которым он должен отвечать. Это:

  1. Полноценное изложение учебного материал. Вся информация, представленная в электронном учебнике, должна включать в себя текстовые данные, графические компоненты, иллюстрации, анимацию, видео и аудио материалы. Все это необходимо для полноценного раскрытия научной информации конкретной области знаний;
  2. Рациональное расположение информации при просмотре учебника;
  3. Включение гиперссылок. Они дают возможности акцентировать внимание на чем-то важном, значимом, неким образом выделяются и при нажатии открывают всплывающее окно с разъяснительной информацией;
  4. Наличие в учебнике контрольных, тестовых, проверочных заданий. Они вводятся после ознакомления с каждой темой, каждым разделом или подразделом и требуют своего выполнения для перехода к дальнейшему обучению;
  5. Наличие справочной системы по управлению учебным пособием, работе с ним. Она должна пронизывать весь учебник и отражать информацию о кнопках управления, вариантах перемещения по страницам учебника и т. д., т.е. должна иметься возможность его открытия с любой страницы.

Области применение электронных учебных пособий в образовательном процессе

Чаще всего электронные учебные пособия используются в дополнение к традиционным печатным учебникам и ориентированы на самостоятельную работу учащихся с ними.

Для самостоятельного познания учащимися электронные учебные пособия используются в следующих случаях:

  1. Изучение теоретического материала. Учебник в электронной форме помогает быстро найти необходимую информацию, по рассматриваемой теме, выбрать необходимый кусок содержания, отыскать конкретный термин, категорию, фрагмент, просмотреть видеоматериалы по теме или прослушать аудио данные т.е. подстроить обучение под свои потребности, особенности восприятия и памяти;
  2. Выполнение лабораторных работ. Электронные учебники открывают возможности проведения опытов по локальной сети, приближая обучение к реальности;
  3. Выполнение практических заданий. Электронные учебники дают наглядное представление выполнению разнообразных практических операций. Это позволяет лучше разобраться в особенностях их выполнения и действиях, которые необходимо совершить. Также, при необходимости обращения к теории в время выполнения задания, дается возможность быстрого перехода, отыскания необходимой информации;
  4. Самопроверка знаний и успехов в обучении. Электронные учебники включают в себя разные варианты заданий, тестов, ориентированных на контроль знаний учащихся. У них имеется функция блокировки доступа к теоретическому материалу при выполнении задания, что повышает качество проверки.

Кроме того, электронные пособия могут использоваться на уроках. Они включаются в обучение на этапе изучения нового материала, на этапе его закрепления, повторения или обобщения, а также используются для проведения контроля знаний.

Требования к системе самопроверки знаний с помощью электронного учебника

Система самопроверки знаний с помощью электронного учебника должна отвечать следующим требованиям:

  1. Полноценный охват пройденного материала, т.е. в учебнике должны присутствовать тесты или практические задания, касающиеся всех аспектов темы/раздела/курса;
  2. Случайный порядок вопросов в тестовых заданиях. Он исключает механическое запоминание материала;
  3. Случайный порядок вариантов ответов;
  4. Лимитированное время на выполнение заданий, прохождение тестов. Это исключает возможности использования теоретической информации из шпаргалок во время самоконтроля;
  5. Распределение контрольных вопросов по темам;
  6. Учет степени правильности ответов учащихся на тестовые вопросы и контрольные задания;
  7. Простота и доступность применения контрольных операций;
  8. Понятность содержания вопросов и вариантов ответов, представленных в тесте, а также понятность заданий практического характера.
Дата последнего обновления статьи: 29.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot