Цели математического образования
Эстетическое развитие – это развитие способности воспринимать ряд эстетических аспектов происходящего и создавать их самостоятельно, своими руками, формирование понимания красивого, безобразного, торжественного, величавого, гармоничного и пр.
Общие цели образования, соответствующие рассматриваемому историческому моменту внутри каждой страны, очевидно, зависят от социальной и политической ситуации, а также от предполагаемых путей развития государства. Математика в этом случае является феноменом мировой общечеловеческой культуры, инструментом, в равной мере используемым и тоталитарными режимами для развития военно-промышленного комплекса, а также государствами с рыночной экономикой для развития сферы обслуживания и производства.
Математические стандарты в изменившихся реалиях жизни приобретают новую форму, в которой ученики, которые заканчивают школу, должны понимать, что их личный успех в жизни зависит от их математической культуры и образованности. В связи с этим, начиная с пятого класса, необходимо развивать у детей интерес к предмету, помогать видеть в нем красоту и внушать исключительную роль математики в научном познании мира, а также показать учащимся непосредственное участие математики в изучении других предметов.
Бытует мнение, что степень математического населения может быть ограничена минимальным уровнем. Данная точка зрения в корне неверна:
- во-первых, хорошее математическое образование полезно для представителей разных специальностей;
- во-вторых, в школе невозможно наверняка определить, кто в будущем станет элитой науки, а кто нет;
- в-третьих, если вершина системы образования – элита, то эта вершина соответствует высоте современных требований, а значит нужно правильно выстроить фундамент и всю систему образования.
В то же время, следует помнить, что чрезмерное обилие тем вызывает их формальное изучение, эстетика преподавания снижается, развитие познавательных способностей учеников, а также формирование у них эстетического вкуса средствами эстетического потенциала урока осуществляется в недостаточной степени.
Эстетическое развитие учеников на уроках математики
Математические знания, умения и навыки образуют целостный и непротиворечивый мир, который заполнен удивительными творениями людей, способствуя эстетическому развитию подрастающего поколения.
Математика глазами учеников выглядит одним из следующих образов:
- математика – точная наука, ее построения обладают совершенной красотой и гармоничностью;
- математика – сложная наука, изучая ее невозможно рассматривать творчество и красоту, она нужна только чтобы сдать экзамены и поступить в вуз;
- математика – скучная, не нужная на современном этапе развития общества наука.
Успешность изучения математики зависит в первую очередь от желания учащихся овладеть базисом науки, а это возможно только при заинтересованности предметом. Математика начинается не счетом, а загадкой, проблемой. Чтобы у ученика развивалось творческое мышление необходимо, чтобы ему было любопытно, чтобы он стремился повторить путь человечества в познании, удовлетворяя возникающие потребности успехами в обучении.
Можно выделить некоторые принципы педагогической деятельности, обусловленные идеей эстетического развития на уроках математики:
- системное обучение – предполагает, что соблюдаются соответствие целей, содержание, формы, методы, средства обучения и оценивание результатов, создаются ценности математических знаний, математика видится через призму эстетики;
- совместная работа учителя с учениками – предполагает планирование, реализацию и оценивание процесса и результата обучения;
- креативность обучения – предполагает реализацию творческих возможностей учителей и учащихся;
- опора на имеющийся ценностный потенциал учеников;
- развитие познавательных способностей предполагает выявление устойчивого интереса к изучению математики, что помогает осознанно усваивать математические знания, умения и навыки, которые приводят к высокой степени освоения учебного материала;
- гуманизация и гуманитаризация математического образования -предполагают оказание максимального внимания развитию качеств личности каждого ребенка, воспитанию нравственно-эстетических ценностей каждого ребенка;
- демократизация отношений – учитывает соблюдение принципов диалога между учеником и учителем, а также протекание обучения в атмосфере сотрудничества;
- природосообразность обучения и воспитания обусловлена культурологическим подходом.
История математической науки представляет благодатный материал для развития эстетического вкуса учащихся. У математики богатейшая и интереснейшая история, совершенный язык , высокий уровень логики, что представляет огромнейший потенциал для эстетического воздействия на учеников.
Эстетическое влияние оказывает и история появления отдельных терминов и символов, например «абак» - счетной доски в Древней Греции и Риме, которая использовалась для арифметических вычислений. А о старинных русских мерах длины и веса, истории из появления и применения ученики 5-х классов могут подготовить сообщения и рассказать их в классе.
Интересна детям информация о роли природного «инструмента» человека, то есть его рук и пальцев, которые не могут долго сохранять результаты счета, но всегда были рядом. Язык первобытных людей был беден, жестами возмещался недостаток слов и чисел, для которых еще не придумали названия. История математики интересует детей, создавая эмоциональный фон урока и расширяя кругозор детей.
Математические задачи также могут использоваться для формирования и развития эстетического вкуса детей, если они соответствуют следующим требованиям:
- условие задачи интересно ученику, если задача геометрическая, ее необходимо сопровождать красивым рисунком;
- задача должна иметь большую степень общности;
- задача может устанавливать интересный факт, иногда неожиданный;
- в решении задачи должна быть спрятана «изюминка», чтобы было наглядно и просто;
- у задачи должно быть несколько способов решения.
В формировании и развитии эстетического вкуса при решении красивых задач, учителя помогают воспринимать красоту всей математики, стараясь повышать математическую и общую культуру детей.