Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Метод проектов как средство раскрытия эстетического потенциала математики при обучении учащихся

Цели математического образования

Определение 1

Эстетическое развитие – это развитие способности воспринимать ряд эстетических аспектов происходящего и создавать их самостоятельно, своими руками, формирование понимания красивого, безобразного, торжественного, величавого, гармоничного и пр.

Общие цели образования, соответствующие рассматриваемому историческому моменту внутри каждой страны, очевидно, зависят от социальной и политической ситуации, а также от предполагаемых путей развития государства. Математика в этом случае является феноменом мировой общечеловеческой культуры, инструментом, в равной мере используемым и тоталитарными режимами для развития военно-промышленного комплекса, а также государствами с рыночной экономикой для развития сферы обслуживания и производства.

Математические стандарты в изменившихся реалиях жизни приобретают новую форму, в которой ученики, которые заканчивают школу, должны понимать, что их личный успех в жизни зависит от их математической культуры и образованности. В связи с этим, начиная с пятого класса, необходимо развивать у детей интерес к предмету, помогать видеть в нем красоту и внушать исключительную роль математики в научном познании мира, а также показать учащимся непосредственное участие математики в изучении других предметов.

Бытует мнение, что степень математического населения может быть ограничена минимальным уровнем. Данная точка зрения в корне неверна:

  • во-первых, хорошее математическое образование полезно для представителей разных специальностей;
  • во-вторых, в школе невозможно наверняка определить, кто в будущем станет элитой науки, а кто нет;
  • в-третьих, если вершина системы образования – элита, то эта вершина соответствует высоте современных требований, а значит нужно правильно выстроить фундамент и всю систему образования.
«Метод проектов как средство раскрытия эстетического потенциала математики при обучении учащихся» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В то же время, следует помнить, что чрезмерное обилие тем вызывает их формальное изучение, эстетика преподавания снижается, развитие познавательных способностей учеников, а также формирование у них эстетического вкуса средствами эстетического потенциала урока осуществляется в недостаточной степени.

Эстетическое развитие учеников на уроках математики

Математические знания, умения и навыки образуют целостный и непротиворечивый мир, который заполнен удивительными творениями людей, способствуя эстетическому развитию подрастающего поколения.

Математика глазами учеников выглядит одним из следующих образов:

  • математика – точная наука, ее построения обладают совершенной красотой и гармоничностью;
  • математика – сложная наука, изучая ее невозможно рассматривать творчество и красоту, она нужна только чтобы сдать экзамены и поступить в вуз;
  • математика – скучная, не нужная на современном этапе развития общества наука.

Успешность изучения математики зависит в первую очередь от желания учащихся овладеть базисом науки, а это возможно только при заинтересованности предметом. Математика начинается не счетом, а загадкой, проблемой. Чтобы у ученика развивалось творческое мышление необходимо, чтобы ему было любопытно, чтобы он стремился повторить путь человечества в познании, удовлетворяя возникающие потребности успехами в обучении.

Можно выделить некоторые принципы педагогической деятельности, обусловленные идеей эстетического развития на уроках математики:

  • системное обучение – предполагает, что соблюдаются соответствие целей, содержание, формы, методы, средства обучения и оценивание результатов, создаются ценности математических знаний, математика видится через призму эстетики;
  • совместная работа учителя с учениками – предполагает планирование, реализацию и оценивание процесса и результата обучения;
  • креативность обучения – предполагает реализацию творческих возможностей учителей и учащихся;
  • опора на имеющийся ценностный потенциал учеников;
  • развитие познавательных способностей предполагает выявление устойчивого интереса к изучению математики, что помогает осознанно усваивать математические знания, умения и навыки, которые приводят к высокой степени освоения учебного материала;
  • гуманизация и гуманитаризация математического образования -предполагают оказание максимального внимания развитию качеств личности каждого ребенка, воспитанию нравственно-эстетических ценностей каждого ребенка;
  • демократизация отношений – учитывает соблюдение принципов диалога между учеником и учителем, а также протекание обучения в атмосфере сотрудничества;
  • природосообразность обучения и воспитания обусловлена культурологическим подходом.

История математической науки представляет благодатный материал для развития эстетического вкуса учащихся. У математики богатейшая и интереснейшая история, совершенный язык , высокий уровень логики, что представляет огромнейший потенциал для эстетического воздействия на учеников.

Эстетическое влияние оказывает и история появления отдельных терминов и символов, например «абак» - счетной доски в Древней Греции и Риме, которая использовалась для арифметических вычислений. А о старинных русских мерах длины и веса, истории из появления и применения ученики 5-х классов могут подготовить сообщения и рассказать их в классе.

Интересна детям информация о роли природного «инструмента» человека, то есть его рук и пальцев, которые не могут долго сохранять результаты счета, но всегда были рядом. Язык первобытных людей был беден, жестами возмещался недостаток слов и чисел, для которых еще не придумали названия. История математики интересует детей, создавая эмоциональный фон урока и расширяя кругозор детей.

Математические задачи также могут использоваться для формирования и развития эстетического вкуса детей, если они соответствуют следующим требованиям:

  • условие задачи интересно ученику, если задача геометрическая, ее необходимо сопровождать красивым рисунком;
  • задача должна иметь большую степень общности;
  • задача может устанавливать интересный факт, иногда неожиданный;
  • в решении задачи должна быть спрятана «изюминка», чтобы было наглядно и просто;
  • у задачи должно быть несколько способов решения.

В формировании и развитии эстетического вкуса при решении красивых задач, учителя помогают воспринимать красоту всей математики, стараясь повышать математическую и общую культуру детей.

Дата последнего обновления статьи: 04.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot