Культура речи педагога – это одно из его важнейших профессиональных качеств.
Понятие культуры речи педагога и ее компоненты
Общая культура человека, наиболее ярко проявляется в его речи. Манера выражать собственные чувства и мысли, в определенном смысле является визитной карточкой каждого человека, а также характеризует его как профессионала в конкретном виде деятельности. Именно речь формирует первое впечатление о человеке. Поэтому каждому педагогу крайне важно развивать и совершенствовать собственную речь еще с момента обучения в ВУЗе.
В профессиональной культуре речи педагога принято выделять три основных профессиональных компонента:
- Нормативный компонент – определяет речевую правильность произношения слов.
- Коммуникативный компонент – представляет собой способность воспринимать и понимать речь собеседника.
- Этический компонент – представлен уместностью и правомерностью высказываний в соответствии с ситуацией
Должностное положение педагога довольно часто не позволяет ему заниматься непосредственно развитием собственной профессиональной речи. Это связано с большой загруженностью и дефицитом свободного времени. Уверенность в том, что учащиеся в силу своего положения, в любом случае обязаны выслушать речь педагога и постараться понять ее содержание, приводит к тому, что некоторые учителя имеют низкий уровень культуры речи. Впоследствии такая речь входит в привычку, что негативно сказывается на авторитете педагога и эффективности преподавания. Не все педагоги понимают, что их речь является мощным средством управления учащимися и их основным профессиональным инструментом.
Таким образом, культура речи педагога представляет собой культуру мыслей педагога, уровень его профессионализма и нравственных качеств.
Нормы и правила культуры речи педагога
Высокая культура речи педагога представлена умением правильно, выразительно и точно излагать собственные мысли посредством языка.
Для того, чтобы речь педагога была достаточно культурна и в то же время насыщена, необходимо придерживаться следующих правил и норм:
- Содержательность – речь педагога, должна быть продуманной, сжатой, но при этом максимально информативной. В том случае, если речь педагога немногословна, но при этом содержательна, то это свидетельствует о высокой культуре и развитости мышления.
- Логичность – педагог должен уметь излагать собственные мысли логично и обоснованно, высказываемые положения обоснованы, последовательны, взаимосвязаны и непротиворечивы.
- Доказательность – приводимые педагогом в разговоре довод должны быть обоснованы, достоверны и по существу, всё, о чем говорится носить реальный и объективный характер.
- Убедительность – цель речи педагога заключается в том, чтобы убедить собеседника в правильность тех сведений, которые он сообщает. Данное убеждение необходимо закрепить и укоренить в сознании каждого ученика. Для этого следует учитывать психологические характеристики учащихся, их системы ценностей и взглядов, уметь обращаться не только к разуму, но и к совести, иллюстрировать собственную речь яркими и доступными практическими (жизненными) примерами.
- Ясность – речь педагога должна быть четкой, спокойной, сдержанной и иметь умеренный тон. В том случае, если речь слишком быстрая или напротив медленная, то ее сложно воспринимать собеседникам. Тусклая и невыразительная речь, не способна качественно передать идеи и мысли, их содержание и значимость.
- Понятность – в процесс разговора необходимо использовать только понятные собеседнику термины и слова. Также следует убеждаться в том, что речь понятна учащимся, и они понимают именно тот смысл, который вкладывает в нее педагог.
- Чистота речи – выражается отсутствие в ней чуждых литературному языку элементов и тех, которые отвергаются нормами нравственности.
Факторы, оказывающие негативное влияние на культуру речи педагога
Негативное влияние на культуру речи оказывают:
- Диалектизмы – это слова, представленные местными или территориальными говорами и диалектами.
- Варваризмы – иностранные слова, которые включаются в речь без необходимости и тем самым нарушают смысл сказанного.
- Жаргонизмы – слова, присущие конкретным социальным или профессиональным группам.
- Вульгаризмы – представлены бранными и ругательными словами, которые унижают честь и достоинство человека.
- Слова-паразиты – часто повторяемы слова, которые заслоняют общий смысл сказанного.
- Междометия – различные неуместные звуки и слоги.
- Канцеляризмы – слова и обороты, которые являются типичными для делового стиля общения и неуместными в профессиональной речи педагога.
- Штампы – шаблонные и избитые фразы, которые часто употребляются, иногда и не к месту.
- Малоизвестные слова, словосочетания, термины и т.д. – их использование не позволяет понять суть и содержание сказанного. В том случае, если избежать их применения невозможно, то после употребления необходимо дать им полное и понятное объяснение.
Для того, чтобы избежать данных факторов, необходимо соблюдать ряд условий:
- Говорящий должен соблюдать самостоятельность мышления, то есть излагаемый педагогом материал должен быть понятен и педагогу, и учащимся.
- Неравнодушие к тому материалу, который педагог излагает перед учащимися.
- Хорошее знание языка, богатый словарный запас, развитые коммуникативные навыки.
Таким образом, педагогу, для овладения культурой речи необходимо проведение систематических речевых тренировок. Для этого следует как можно чаще выступать перед аудиторией, а также посещать выступления других ораторов (открытые занятия, семинары, конференции и т.д.), с целью получения от них опыта. Кроме того, следует сформировать психологическую целевую установку на выразительность своей речи. Речь педагога должна свидетельствовать о его уважительном отношении к окружающим. Только при этих условиях он сможет в совершенстве владеть культурой речи - одним из важнейших профессиональных качеств.