Кукольный театр и его влияние на развитие речи детей дошкольного возраста
Речь – это значимый элемент деятельности людей, который дает возможность человеку познать окружающий мир, передать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.
Речь является также средством выражения мыслей, в ходе ее онтогенетического развития речь превратилась в основной механизм мышления людей.
В дошкольном возрасте потребность в речевом общении со взрослыми и сверстниками определяет становление личности ребенка, его отношение к окружающей среде. Значение речи в развитии дошкольника – один из актуальных вопросов педагогики, так как именно познавательное общение и помощь со стороны окружающих могут направить его познание в нужное русло, что важно для становления будущей личности.
Кукольный театр представляет собой один из наиболее доступных видов искусства для детей, с помощью которого могут решаться многие актуальные педагогические задачи, а именно:
- художественное образование и воспитание детей;
- формирование у детей эстетического вкуса;
- нравственное воспитание детей;
- развитие коммуникативные качества личности;
- воспитание воли, развитие памяти, воображения, инициативности, фантазии и речи;
- создание положительного эмоционального настроя, снятие напряженности у детей.
Кукольный театр выступает средством эмоционально-эстетического воспитания детей дошкольников. Благодаря театру ребенок познает мир и обучается выражению своего собственного отношения к добру и злу.
Посредством использования кукольного театра можно решить много задач:
- расширить представление детей о действительности – разных видах театров, профессиях людей, которыми создается спектакль и пр.;
- развить память, дети учатся планировать собственные действия, чтобы достичь определенного результата;
- обеспечить взаимосвязь конструирования и театрализованной игры, чтобы развивались динамические пространственные представления.
Речевое развитие содействует развитию монологической и диалогической речи, обогащает словарный запас образными выражениями, эпитетами, сравнениями, антонимами, синонимами и пр., помогает овладеть выразительными средствами общения, как вербальными, так и невербальными.
В ходе осуществления постановок сценок в кукольном театре:
- решаются эстетические задачи – дети учатся самостоятельно придумывать изображения и приобщаются к художественной литературе, идет развитие воображения, дети создают выразительный художественный образ и приобщаются к самостоятельной деятельности, направленной на моделирование костюма, декораций и атрибутов.
- идет развитие движений – дети учатся согласовывать свои действия с сопровождающей их речью.
- дети становятся дружнее, помогают друг другу, делают вместе кукол.
Виды кукольного театра в ДОУ
Видов театра в ДОУ может быть несколько:
- настольный кукольный театр – обычные игрушки, которыми дети играют каждый день;
- плоскостный и объемный – разновидность настольного театра, который может быть изготовлен своими руками из бумаги и картона;
- теневой театр – фигурки людей и животных движутся по ярко освещенному экрану;
- театр на фланелеграфе – картинки не падают, а надежно держатся на доске;
- магнитный кукольный театр – герои сказки крепятся на доску благодаря плоским магнитам;
- варежковый кукольный театр – наручных кукол шьют из ткани или вяжут из шерсти и ниток;
- театр-книжка – объемные и движущиеся картинки, оживляющие персонажей сказок.
Дети, которые проявляют живой интерес к игре, обязательно научатся устанавливать конструктивный контакт с партнерами по кукольному театру, распределять роли и создавать игровые ситуации. Задачей воспитателя является научить ребенка совместной игре, помочь придумать интересный для всех сюжет. В обстановке совместных игр, воспитатель на своем примере демонстрирует детям, как им лучше договориться между собой, распределить роли, как посредством развития сюжета можно удовлетворить запросы всех желающих поучаствовать в игре.
Через использование ролевых возможностей участников игры, воспитатель побуждает детей к творческой деятельности, самостоятельному созданию и развитию игровой обстановки – кукольный дом или комната, магазин, парикмахерская, кабинет врача, гараж и пр., а также поиску тех предметов, которые помогут выполнить функции, необходимые для протекания игры.
Расширение круга общения предполагает, что ребенок владеет полноценными средствами общения, основное из которых – связная речь. Высокие требования к развитию речи предъявляются и усложнившейся деятельностью самого ребенка.
Речь развивается сразу в нескольких направлениях: идет совершенствование ее практического употребления в процессе общения с другими людьми, но вместе с этим речь превращается в основу перестройки психических процессов, выступая как ведущее орудие мышления.
Диалог является первичной по происхождению формой речи. Он имеет ярко выраженную социальную направленность, которая служит потребности непосредственно общаться с окружающими людьми. В связи с этим у дошкольников необходимо развивать именно те коммуникативно-речевые умения, которые не могут быть сформированы без воздействия со стороны взрослого. Необходимо научить детей ведению диалога, развивать у них умение слушать и понимать обращенную к ним речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и задавать их, использовать разнообразные языковые средства.