Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Задачи коррекционной педагогики

Объект и предмет коррекционной педагогики

Определение 1

Коррекционная педагогика – это многоотраслевая педагогическая наука, занимающаяся изучением детей с особенностями психического и физического развития, а также разработкой коррекционных программ по их воспитанию, обучению и развитию на основании выявленных онтогенетических недостатков и отклонений.

Коррекционная педагогика направлена на обеспечение научных основ коррекционной деятельности, реализуемой специальными общеобразовательными школами и ДОУ, а также пунктами коррекционно-педагогической помощи детям и родителям.

Современная коррекционная педагогика является преемницей дефектологии.

Определение 2

Дефектологии – это наука, занимающаяся исследованием психофизиологических особенностей развития детей с аномалиями, закономерностей их воспитания и обучения, а также определением условий, необходимых для преодоления и коррекции дефектов физического и умственного развития.

Выделение коррекционной педагогики в самостоятельную отрасль вызвало и потребность изменение ее терминологии, так как изначально она называлась специальной педагогикой. Понятие коррекционной педагогики значительно шире, чем понятие дефектологии и специальной педагогики, так как оно делает упор на выявление отклонений и их последующее устранение у детей, имеющих дефекты развития и поведения.

Объект исследования коррекционной педагогики – необходимая коррекционно-педагогическая помощь, реализуемая в системе коррекционного образования, частью которого является ребенок (подросток, взрослый) имеющий различного рода аномалии в развитии и поведении.

Предмет коррекционной педагогики – практика и теория коррекционной системы образования, включающая в себя изучение особенностей воспитания, обучения и развития ребенка, имеющего отклонения в поведении и развитии, а соответственно и ограниченные возможности жизнедеятельности.

Кроме того, в предмет исследования коррекционной педагогики входит исследование особенностей становления и последующей социализации ребенка с отклонениями, а также поиск наиболее эффективных методов, средств, приемов и условий его успешного обучения, воспитания и развития.

«Задачи коррекционной педагогики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Одним из наиболее важных направлений коррекционной работы является успешная социализация ребенка с отклонениями. Данное направление основано на замещающей терапии. То есть, если у ребенка имеется отклонение в физическом развитии, то его социализация в обществе происходит за счет замещения дефектного органа другим, например, если ребенок немой, то для его социализации важным является обучение зыку жестов. Если ребенок слепой, то для него важно научится читать, используя специальную азбуку.

Цели и задачи коррекционной педагогики

Замечание 1

Основной целью коррекционной педагогики является достижение ребенком с отклонениями необходимого уровня социализации и самореализации.

Коррекционная педагогика направлена на расширение возможностей и кругозора детей с отклонениями, приобретение ими собственного смысла жизни, необходимого уровня самостоятельности и независимости в жизни.

Достижение данной цели коррекционной педагогики возможно только тогда, когда будут достигнуты общие цели воспитания, обучения и развития, то есть видны их реальные положительные результаты. В этом случае эффективна будет и коррекционная работа.

Кроме социализации ребенка с отклонениями, большое значение приобретает и личностная реабилитация, которая заключается в воспитании у детей с аномалиями чувства собственного достоинства, уважение и принятие себя как личности, преодоление чувства неполноценности, маргинальности и заниженной самооценки.

Для достижения основной цели коррекционная педагогика решает целую систему задач:

  1. Изучение педагогических закономерностей развития личности ребенка, имеющего различные отклонения в развитии и соответственно ограниченные возможности жизнедеятельности.
  2. Определение коррекционных и компенсаторных возможностей конкретного ребенка, на основании которых создаются необходимые условия для обучения, воспитания и развития ребенка.
  3. Определение и логичное обоснование выделенных классификаций лиц с отклонениями в развитии и ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.
  4. Исследование закономерностей коррекционного образования, существующих педагогических систем обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии и поведении, построение прогноза возникновения и разработки новых коррекционных педагогических систем.
  5. Разработка научных основ содержания коррекционной педагогической системы, принципов, методов, технологий и условий организации успешного специального образования.
  6. Разработка и последующее внедрение образовательных коррекционно-педагогических, реабилитационных и компенсаторных программ обучения и воспитания детей с отклонениями.
  7. Изучение, разработка и реализация процессов средовой и социальной адаптации детей с отклонениями, их реабилитации и абилитации, а также интеграции на всех ступенях жизнедеятельности.
  8. Разработка и реализация эффективных программ по профконсульированию, профориентации, профессиональной подготовке и социально-трудовой адаптаций подростков и молодых людей, имеющих различные отклонения и нарушения в психофизиологическом развитии.
  9. Взаимодействие с иными смежными науками и дисциплинами, с целью повышения коррекционного эффекта реализуемой педагогической деятельности. Например, взаимодействие с социальной педагогикой по вопросам и проблемам людей с ограниченными возможностями, а также по вопросам их успешной социализации в современном обществе.
  10. Исследование, разработка и реализация эффективных педагогических средств и механизмов профилактики возникновения нарушений в развитии и поведении у детей и подростков.
  11. Совместно с общей педагогикой разработка и реализация концепции интеграции в образовании и социокультурной сфере, осуществление психолого-педагогической подготовки родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.
Дата последнего обновления статьи: 02.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot