Общая характеристика области коррекционной педагогики
Область знания – это область, выделенная из определенной реальной действительности и являющаяся ее отражением, систематизирующая знания о ней.
Теоретические знания и практическая деятельность любой науки могут существовать отдельно друг от друга, при этом развиваясь и расширяясь сами по себе. Однако, несмотря на это между ними существует тесная взаимосвязь. Так, теория является основой для практической деятельности, на практике проверяются основные теоретические положения, выверяется их достоверность, определяются необходимые коррективы, которые следует внести в логику научного исследования.
Данная ситуация имеет место быть и в современной коррекционной педагогике, которая существует и функционирует в виде конкретной коррекционно-развивающей деятельности с особенными детьми и подростками. Организация и реализация коррекционно-развивающей деятельности осуществляется в общеобразовательных учреждениях и учреждениях коррекционного типа. В связи с чем, в настоящее время в области теории и практики коррекционной педагогики происходит установка и выверка объекта и предмета исследования, отработка понятийного аппарата.
Так как коррекционная педагогика возникла на стыке специальной и общей педагогики, каждая из которых в собственной практической и научной сферах деятельности сформировали конкретную научно-теоретическую базу. В то время как коррекционная педагогика только лишь проходит данный этап своего становления и развития. В рамках этого этапа она опирается на достижения родственных с ней областях знания. В связи с чем, ей приходится конкретизировать собственную сферу деятельности, определять практические и теоретические приоритеты.
Коррекционная педагогика направлена на исследование теории и практики особой системы образования, которая занимается обучением, воспитанием и развитием детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Область ее исследования направлена на создание необходимых условий для детей, которые не могут заниматься в общеобразовательных школах и ДОУ по общим образовательным программам обучения и развития. Коррекционная педагогика разрабатывает и внедряет в практику воспитания и обучения наиболее приемлемые и действенные методы и средства.
Еще одним направлением области исследования коррекционной педагогики является изучение и постановка диагноза детям, имеющим различные отклонения в развитии и поведении. Сложность в данной области состоит в том, что не всегда можно выявить ребенка с отклонениями, особенно если дефект проявляется не так выражено и находится в пограничной области между патологией и нормой. Данные сложности возникают чаще всего при обучении детей в общеобразовательной школе, когда сложно понять, у ребенка имеются отклонения в психическом развитии, либо он просто испытывает затруднения в усвоении школьной программы. В этом случае для точной постановки диагноза коррекционной педагогикой предусмотрено комплексное исследование ребенка с привлечением специалистов из разных областей (логопед, психолог, дефектолог и т.д.).
Таким образом, областью научных интересов коррекционной педагогики является своевременное эффективное выявление, предупреждение и преодоление недостатков в развитии и отклонений в поведении детей и подростков, адекватная интеграции их в социальную среду.
Задачи, которые призваны решить научные области коррекционной педагогики
В настоящее время общепризнанным является утверждение о том, что отклонение и недостатки в развитии и поведении ребенка – это временная переменная величина, которую необходимо учитывать при организации коррекционного педагогического процесса с такой категорией детей и подростков. То есть, современная коррекционная педагогики считает, что любое отклонение или недостаток, при своевременном выявлении, можно исправить, снизить или вовсе устранить (зависит от тяжести аномалии).
Предметом исследования коррекционной педагогики является процесс воспитания и обучения особенных детей, которые испытывают трудности в адаптации, а также сложности в освоении общеобразовательной программы.
Для того, чтобы организуемый коррекционный педагогический процесс был эффективным необходимо как можно раньше не только выявить отклонения, но и степень их тяжести.
На основании поставленного предмета исследования и научной области коррекционной педагогики, она призвана для того, чтобы помочь в решении следующих задач:
- Установить природу и сущность отклонений и недостатков в развитии и поведении детей и подростков, установить причины их появления и развития.
- Исследование теории становления и последующего развития коррекционной педагогики и коррекционно-педагогической работы с особенными детьми.
- Выявление тех тенденций, которые будут ведущими в организованной педагогической коррекции и профилактики отклонений в поведении и развитии детей.
- Разработка эффективных коррекционных технологий обучения и воспитания детей с отклонениями, посредством использования совокупности инновационных методов, средств, приемов и форм работы с особенными детьми.
- Осуществление анализа имеющегося в настоящее время отечественного и зарубежного опыта коррекционно-развивающего образования детей с аномалиями развития и поведения в условиях общеобразовательной школы.
- Определение организационной и педагогической основы эффективного функционирования группы или класса коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения.
- Создание необходимой учебно-методической базы, необходимой для подготовки педагога к организации эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми с отклонениями в поведении и развитии.
Непременным условием выделения и функционирования любой науки является создание в ней собственного понятийного аппарата. Поскольку коррекционная педагогика является одной из отраслей педагогических знаний, то в ней наряду с собственной специфической терминологией используются и общепедагогические категории и понятия.