Конспекты составляются для проведения любого занятия в дошкольной образовательной организации. Это может быть и образовательная деятельность, а могут быть воспитательные мероприятия или творческая работа.
Конспект занятия необходим педагогу для его успешной работы. Ведь, конспект позволяет учесть все нюансы и условия реализации занятия и провести его полноценно т.е. не забыть и не пропустить важных деталей и аспектов деятельности.
Алгоритм составления конспекта занятия в ДОУ
Написание педагогом конспекта своей профессиональной деятельности на конкретном занятии в ДОУ реализуется на основании следующего алгоритма действий педагога, предполагающего соблюдение педагогом определенных правил:
- Определение темы занятия. Тема отражает конкретное направление деятельности, которое должно быть освоено дошкольниками конкретной возрастной группы. Тема должна соответствовать уровню возрастного развития дошкольников, их потенциальным возможностям, индивидуальным особенностям интеллектуального, физического, психического развития.
- Определение целевого назначения занятия и его места в образовательной программе ДОУ. Цель должна быть конкретной и корректной и соответствовать сущности образовательной деятельности ДОУ.
- Выбор средств достижения целевого назначения занятия. Средства могут быть самыми различными. Все зависит от направления деятельности дошкольников и ресурсного обеспечения ДОУ.
- Определение форм организации занятия и методов достижения поставленной цели. Работа может носить коллективный или индивидуальный характер, а также может быть реализовано разделение дошкольников на пары или небольшие группы. В настоящее время отводится отельное место организации совместной работы детей с воспитателем. Она является отдельной формой организации занятия и имеет свою функциональную роль.
- Отражение видов деятельности дошкольников на конкретном занятии.
- Разделение занятия на этапы и отражение видов деятельности на каждом этапе.
- Определение форм контрольной деятельности воспитателя. Педагогу необходимо оценить успехи и достижения детей в той или иной деятельности. Он выбирает оптимальные формы и методы контроля.
- Определение темпов реализации занятия. Каждое занятие имеет разные цели и задачи и разные направления деятельности. На реализацию одних занятий отводится больше времени, а на реализацию других меньше. Тоже самое касается и каждого этапа занятия. Также, тем организации занятия зависит от возрастной группы, в которой оно проводится.
- Выбор традиционных и инновационных методик и педагогических технологий проведения занятия. Их выбор зависит от творческого подхода педагога, его мастерства, целевого назначения занятия и материально-технической базы ДОУ.
Следуя данному алгоритму, воспитатель планирует занятия по разным направлениям детской деятельности: обучение, воспитание, трудовая деятельности, физическое развитие, творчество и т.д.
Конспект занятия помогает педагогу в предварительном сборе всей необходимой информации по проведению занятия и его более успешной и продуктивной реализации.
Ошибки при составлении педагогом конспекта занятия в ДОУ
Составление конспекта занятия в дошкольной образовательной организации является необходимым условием реализации любого вида и направления детской деятельности. Однако, при составлении конспектов, часто, допускаются ошибки. Они возможны даже при соблюдении всех правил составления конспекта и следовании алгоритму.
Типичными ошибками, возникающими при составлении конспекта занятия в ДОУ, являются:
- Отсутствие единства программного содержания. Оно возникает в том случае, когда не учитывается связь между образовательными, воспитательными и развивающими целями занятия. Это нарушает четкость отражения содержания деятельности и нарушает ее целостность.
- Не соответствие содержания занятия, конкретного вида деятельности поставленным целям и задачам. Например, задачи могут быть отражены в программе, но не отражаются в ходе занятия т.е. на занятии не предполагается решение данных задач. Иногда, воспитатель может не отразить в конспекте решение конкретной задачи, тогда как она решается в ходе занятия.
- Отсутствие четкости и последовательности методов реализации занятия. Педагоги не всегда продумывают оптимальность использованных методов на том или ином занятии, их разнообразие, актуальность использования для конкретной возрастной группы и связь с другими методами. Кроме того, методы должны учитывать интеграцию различных видов деятельности дошкольников, реализуемых в течение одного занятия.
- Излишнее количество информации, представляемой педагогом детям. Дети должны самостоятельно добывать знания и делать открытия. Поэтому, нельзя включать в конспект огромные объемы готовой информации для дошкольников по тому или иному направлению деятельности.
- Нелогичное и непоследовательное использование методов проблемного обучения. Они должны придавать занятию развивающий характер, активизируя работу каждого дошкольника. Однако, зачастую, одни дети находят решение проблемы, а другие оказываются за рамками познавательного процесса, не понимая его сути.
- Преемственность деятельности. В зависимости от конкретной деятельности, занятие по которой конспектируется, требуется обеспечение связи между занятиями, как предыдущими, так и последующими. Это редко соблюдается педагогами.
- Не уделение внимания словарному развитию дошкольников. Словарная работа должна быть включена в каждое занятие, независимо от его направленности. Словарь ребенка дошкольного возраста требует активного расширения и обогащения.
- Отсутствие дифференциации и индивидуализации обучения в конспекте. Как правило, проектируется общий ход занятия, без учета отдельных индивидуальных особенностей и потребностей дошкольников конкретной возрастной группы.