Цели в дидактическом процессе и их конкретизация
Все основные компоненты дидактического процесса находятся во взаимосвязи друг с другом. Ведущую роль среди них занимает цель, которая вытекает из потребностей общества в воспитании и обучении подрастающего поколения. Цель определяет задачи, содержание, методы, средства и организационные формы обучения.
Цель – это осознанный и заранее планируемый результат обучения.
Достижение дидактической цели требует сознательной и целенаправленной деятельности от педагога.
Цель и целеполагающая деятельность дидактического процесса – это элементы, которые направлены на предположение ожидаемого результата. Она не придумывается педагогом просто так, а диктуется требованиями со стороны общества, ожидающего конкретного педагогического результата.
Ведущая цель дидактического процесса определяет те средства, методы и приемы, которые будут использованы педагогом для ее достижения.
Первым и одним из основных циклов дидактического процесса является конкретизация целей. Задачей педагога в этом направлении является понимание процесса обучения и управление его течением.
Управление дидактическим процессом предусматривает прохождение следующих этапов:
- планирование – составление учебно-тематического плана;
- организация образовательного процесса;
- регулирование течения обучения, предусматривающее стимулирование учащихся;
- постоянный контроль за процессом обучения со стороны педагога;
- оценка и анализ полученных результатов обучения;
- рефлексия, корректировка и прогнозирование.
Основные (глобальные, генеральные) цели дидактического процесса – гармоничное и полноценное развитие учащихся, формирование у них твердой гражданской позиции.
Вторая разновидность целей – предметные, которые в свою очередь подразделяются на общие, частные и предметно-специфические. Все они реализуются комплексно и в тесной взаимосвязи друг с другом.
Общие цели – это цели учебной дисциплины (предмета).
Частные цели – цели конкретных разделов учебных дисциплин.
Предметно-специфические цели – цели, которые учащиеся должны научиться достигать самостоятельно в процессе обучения.
В настоящее время в педагогической практике существует несколько различных подходов к построению модели дидактики педагогического процесса. Несмотря на то, что все они предложены разными авторами, суть остается прежней – моделирование, проектирование, конструирование и внедрение дидактики обучение в образовательный процесс.
Таким образом, цель дидактического процесса – это общественно-педагогическая категория, которая характеризует предвосхищение результата реализуемого процесса.
Именно цель направляет и регулирует образовательную деятельность учащихся и педагога, является фундаментальной основной развития всего педагогического процесса.
Дидактические цели имеют следующие характеристики:
- Обладают определенной направленностью и объективностью, предусматривающей познание окружающего мира и расширение собственного мировоззрения.
- Дидактические цели носят рефлексирующий характер.
- Все цели в дидактике подвержены строгой иерархии.
- Цели в полной мере отражают процессы социализации учащихся и профессионализма педагога, формирование у всех участников ценностной ориентации и конкурентоспособности.
- Каждая цель конкретна и достигается посредством ряда определенных действий.
- Цели дидактики динамичны и меняются в зависимости от внутренних и внешних факторов.
Дидактическая цель имеет конкретную структуру:
- Целевой объект – учащийся, который находится в разных ролевых позициях и на которого предполагается оказывать педагогическое взаимодействие.
- Целевой предмет – та сторона личности учащегося, которую необходимо преобразовать в процессе обучения.
- Целевое действие – конкретное действие педагога, направленное на развитие целевого предмета.
Таким образом, конкретизация целей в дидактическом процессе подразумевает учет разновидностей, характеристик и структуры цели. Только учет всего перечисленного гарантирует постановку конкретной дидактической цели.
Педагогическая таксономия учебных целей
Довольно часто в педагогической практике учебные цели формулируются декларативно и расплывчато, а порой и вовсе заменяются программным материалом или целью профессиональной деятельности педагога. Именно поэтому в педагогику было введено такое понятие как «таксономия целей».
Таксономия - греческого происхождения: «taxis» - расположение по порядку, «nomos» - закон.
Таксономия целей – это систематизация и классификация учебных целей по конкретному признаку.
Поиск закономерностей, которые бы способствовали объединению и классификации учебных целей, всегда занимали педагогов и психологов. Первая педагогическая таксономия учебных целей была предложена Б. Блумом, в дальнейшем появилась таксономия, предложенная Дж. П. Гилфордом.
Для облегчения планирования учебного процесса, формулирования основных и диагностических целей, были разработаны различные виды таксономии в познавательной, психомоторной и эмоциональной сферах.
Таким образом, педагогическая таксономия учебных целей – это система целей, внутри которой выделены их последовательные уровни и категории.
Таксономия учебных целей по Б. Блуму:
- Таксономия учебных целей в когнитивной сфере: знания, применение, понимание, синтез, анализ и оценка.
- Таксономия учебных целей в аффективной сфере: отклик, восприятие, организация и оценка.
- Таксономия учебных целей в психомоторной сфере - состоит из целей, связанных с формированием конкретных видов нервно-мышечной координации, двигательной деятельности и активности: навыки письма, чтения, физические, трудовые, учебные и коммуникативные.