Понятие и особенности педагогического конфликта
Конфликт – это столкновение противоположно направленных и несовместимых между собой тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, межличностных взаимодействиях или отношениях индивидов или групп людей, связанное с переживанием отрицательных эмоций.
В педагогической деятельности конфликт часто проявляется стремлением педагога утвердить свою позицию либо в качестве протеста ученика против несправедливого на его взгляд наказания, неправильной оценки его действий или поступков.
Конфликты в педагогической деятельности на долгий период времени могут нарушить взаимоотношения учителей и учеников, вызывая у учителя глубокий стресс и неудовлетворенность от своей работы. Такое состояние усугубляет то, что на успех педагогической деятельности влияет поведение учеников, которое может проявляться зависимостью учителя от склонности учеников.
К особенностям педагогических конфликтов можно отнести:
- профессиональную ответственность учителя за педагогически верное разрешение ситуации, так как школа представляет модель общества, в которой учениками усваиваются социальные нормы взаимоотношений между людьми;
- участники конфликтов обладают разным социальным статусом, что и определяет разное поведение в конфликтной ситуации;
- разница в возрасте и жизненном опыте участников обуславливает их позиции в конфликте, порождая разную степень ответственности за совершенные ошибки;
- разное понимание событий и их причин участниками, что затрудняет понимание учителем глубины переживаний ребенка, а ученику не дает справиться со своими эмоциями, подчинить их разуму;
- присутствие других учеников при разворачивающемся конфликте делает их участниками, а конфликт становится и для них воспитательным;
- профессиональная позиция учителя предполагает, что он возьмет на себя инициативу в его разрешении и на первое место поставит интересы ученика как личности на стадии формирования;
- любая ошибка учителя в процессе разрешения конфликта будет порождать новые негативные ситуации и конфликты, в которые будут включаться другие ученики.
Виды и группы педагогических конфликтов
Образовательная система в качестве социального института, взаимодействует со всеми сферами жизни общества. В связи с чем, на макроуровне противоречия и конфликты социально-педагогической деятельности возникают между системой образования и обществом.
К потенциально конфликтогенным педагогическим ситуациям можно отнести:
- ситуации деятельности, возникающие по вопросам выполнения учениками заданий, их успеваемости, внеучебной деятельности;
- ситуации поступков, возникшие как результат нарушения учащимся школьных правил поведения;
- ситуации, возникшие в области эмоциональных личностных отношений учеников и учителей, в области их общения в процессе педагогической деятельности.
Учителя, давая оценку поступкам учащихся, не всегда со всей ответственностью могут отнестись к последствиям таких оценок для учащегося и могут не проявить достаточной заботы о том, какое влияние окажут такие оценки на дальнейшие взаимоотношения учителя и учеников.
Основываясь на внешнем восприятии поступка и упрощенной трактовке его мотивов, учитель часто может оценивать не поступок, а личность учащегося, что может вызывать обоснованное возмущение и протест со стороны учеников, а иногда желание вести себя так, как того требует учитель, чтобы оправдать его ожидания. В переходном возрасте это вызывает конфликт в поведении, слепое подражание образцу, когда ученик не стремится заглянуть в себя и самостоятельно дать оценку своим действиям.
Учителя в свою очередь часто торопятся принять меры, наказать ученика, не пытаясь понять их позицию и самооценку поступка, в результате ситуация утрачивает воспитательное значение, а иногда становится конфликтом.
Конфликты отношений часто возникают как результат неумелого разрешения учителей конфликтной ситуации и имеют обычно длительный характер.
Все педагогические конфликты можно разделить на три большие группы.
К первой группе относят мотивационные конфликты, которые могут возникать между учителями и учениками в связи с тем, что школьники не проявляют интереса к учебе, или учатся по принуждению родителей, так как их занимают другие интересы. В основе данного конфликта лежит мотивационный фактор, а конфликты этой группы разрастаются и в итоге между учителем и учащимися формируется неприязнь, противостояние и даже борьба.
Ко второй группе относят конфликты, вызванные плохим уровнем организации школьного обучения. Это предполагает наличие четырех конфликтных периодов, через которые проходит каждый ученик при обучении в школе:
- первый период – начало учебы, то есть первый класс, когда ведущая игровая деятельность сменяется учебной, появляется ряд новых требований и обязанностей, а адаптация может занять от 3х месяцев до 1,5 лет;
- второй период – переход из 4 класса в 5. Вместо одного учителя теперь дети занимаются у многих учителей-предметников, появляются новые учебные дисциплины;
- третий период – начало 9 класса, когда возникает проблема решить как поступать по окончании 9 класса – поступать в среднее специальное учебное учреждение или продолжать учиться в 10 и 11 классах. Многие подростки видят в 9 классе некоторую черту, после которой они вынуждены будут вступить во взрослую жизнь;
- четвертый период – завершение учебы в школе, предполагающее выбор будущей профессии, вступительные экзамены в ВУЗ, начало самостоятельной жизни.
Третья группа педагогических конфликтов предполагает взаимодействие учеников друг с другом, учителей со школьниками, учителей между собой, учителей с администрацией школы. Данные конфликты происходят из-за субъективного характера, личностных особенностей конфликтующих сторон, их целевых установок и ценностных ориентаций.