Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Концепция гуманной педагогики в современном дошкольном образовании

История становления гуманной педагогики

Определение 1

Концепция гуманной педагогики – это ориентация образовательного процесса на развитие у учащихся гуманистических начал, формирование полноценной личности, наделенной нравственными ориентирами деятельности, гуманистическими свойствами, а также гуманное отношение к учащемуся, признание его первостепенной ценностью образовательной деятельности.

Гуманная педагогика базируется на организации такой образовательной деятельности, которая направлена на формирование целостной личности, находящейся в гармонии с собой и окружающими, способной к саморазвитию и самоутверждению.

Принципы гуманной педагогики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Принципы гуманной педагогики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Формирование основ гуманной педагогики связано с именем К. Д. Ушинского. Именно он разработал теорию гуманистического воспитания подрастающего поколения и спроектировал образовательный процесс, ориентированный на гармоничное развитие личности.

В развитии гуманной педагогики можно выделить несколько этапов:

  1. Заложение основ гуманистического воспитания К. Д. Ушинским. Его система воспитания была основана на нравственных принципах и гуманистических началах. Процесс гуманного воспитания, по мнению его основоположника, должен реализовываться посредством применения методов убеждения. Они оказывают воздействие на внутренний мир ребенка, позволяя предотвратить формирование отрицательных свойств и ориентиров деятельности. Гуманное отношение к учащемуся лежит в основе гуманистической теории воспитания.

  2. Формирование отдельных течений гуманной педагогики. В развитии гуманной педагогики можно выделить следующие направления:

    • Коммуникативное развитие. Оно ориентировано на организации воспитания, как процесса объединения воспитанников, как большой и дружной семьи, члены которой взаимодействуют друг с другом. Разработчиками данного направления были С. Ваймер, Е. Паризер, В.В. Рубцов и др.;
    • Развивающее обучение. Оно основано на личностном развитии ребенка в ходе образовательной и воспитательной работы. Последователями развивающего обучения были Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманский и др.;
    • Культурологическое направление. Оно основано на эстетическом развитии ребенка путем постижения нравственных идеалов. Данная идея была предложена Ш.А. Амонашвили. Помимо нее, были предложены идеи равноправия детей в образовательной деятельности и равные возможности получения образования, независимо от интеллектуальных, психических и иных особенностей организма и опора на бытие человека, его природную сущность, как основу ценностного отношения к природе и ее устройству;
  3. Формирование педагогики сотрудничества. Она зародилась в 80-е годы XX столетия. В ее основе лежит гуманистическое отношение к личности воспитанника. Теории педагогики сотрудничества сводятся к идее взаимодействия педагога и воспитанника, в ходе которого создается развивающее пространство, побуждающее учащихся к нравственному, эстетическому, интеллектуальному развитию;

  4. Качественное изменение гуманной педагогики. Оно приходится на конец XX века – начало XIX века. Осуществляется перевод накопленных идей гуманной педагогики в средства практической организации образовательной деятельности. Гуманистическое воспитание становится основой воспитательной работы дошкольной системы образования. Идеи гуманного отношения к воспитаннику пропагандируются Ш. А. Амонашвили.

«Концепция гуманной педагогики в современном дошкольном образовании» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Теоретические основы концепции Ш. А. Амонашвили. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Теоретические основы концепции Ш. А. Амонашвили. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основные идеи гуманной педагогики, применяемые в дошкольном образовании

В основе концепции гуманной педагогики лежит ценностное отношение к личности воспитанника, признание его субъектом воспитательного процесса, наделенного определенными правами и свободами, нуждающегося в полноценном всестороннем развитии.

Гуманная педагогика является основой современного дошкольного образования. Это обусловлено тем, что ее основной идеей является ценность человеческой личности, ее право на развитие и ориентацию образовательной деятельности на развитие природного потенциала ребенка, раскрытие его лучших свойств.

Основными идеями гуманной педагогики, заложенными в основу дошкольного образования, являются:

  1. Принятие ребенка таким, каков он создан природой, и построение воспитания по принципу природосообразности развития ребенка.
  2. Задачей воспитателя в образовательном процессе дошкольного образования является поиск творческих задатков личности каждого воспитанника и совершение воспитательных воздействий для их развития.
  3. Взрослый выступает проводником в самопознании и саморазвитии личности ребенка.
  4. Направление развития ребенка таким образом, чтобы его энергия ориентировалась на созидание. Это развивает навыки продуктивной деятельности. Дошкольник учится создавать что-то, а не пользоваться готовыми продуктами, менять окружающий мир, исходя из своих потребностей, а не привыкать к текущей обстановке. Это способствует формированию собственной точки зрения, жизненной позиции, определению своего места в мире, осознанию своей ценности и нужности.
  5. Творческий подход педагога в воспитательном процессе. Гуманная педагога требует активной работы педагога, направленной на формирование личности, наделенной гуманистическими началами. Здесь неактуально использование традиционных методов воспитания – «кнут и пряник» уходят в прошлое. Педагогу требуется использовать инновационные средства воспитания, придумывать новые подходы к каждому воспитаннику, ориентируясь на его уникальные свойства и раскрытие личностного потенциала.
  6. Признание свободы личности воспитанника и его ответственности за свои действия и поступки.
  7. Признание самоценности личности воспитанника.
  8. Обеспечение психологической безопасности и защиты воспитанников от стрессовых ситуаций. В ДОУ создается предметно-развивающая среда, комфортная для каждого воспитанника, позволяющая ему чувствовать себя уверенно и полноценно.
  9. Построение индивидуального воспитательного маршрута для каждого воспитанника.
Дата последнего обновления статьи: 18.12.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot