История становления гуманной педагогики
Концепция гуманной педагогики – это ориентация образовательного процесса на развитие у учащихся гуманистических начал, формирование полноценной личности, наделенной нравственными ориентирами деятельности, гуманистическими свойствами, а также гуманное отношение к учащемуся, признание его первостепенной ценностью образовательной деятельности.
Гуманная педагогика базируется на организации такой образовательной деятельности, которая направлена на формирование целостной личности, находящейся в гармонии с собой и окружающими, способной к саморазвитию и самоутверждению.
Рисунок 1. Принципы гуманной педагогики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Формирование основ гуманной педагогики связано с именем К. Д. Ушинского. Именно он разработал теорию гуманистического воспитания подрастающего поколения и спроектировал образовательный процесс, ориентированный на гармоничное развитие личности.
В развитии гуманной педагогики можно выделить несколько этапов:
Заложение основ гуманистического воспитания К. Д. Ушинским. Его система воспитания была основана на нравственных принципах и гуманистических началах. Процесс гуманного воспитания, по мнению его основоположника, должен реализовываться посредством применения методов убеждения. Они оказывают воздействие на внутренний мир ребенка, позволяя предотвратить формирование отрицательных свойств и ориентиров деятельности. Гуманное отношение к учащемуся лежит в основе гуманистической теории воспитания.
Формирование отдельных течений гуманной педагогики. В развитии гуманной педагогики можно выделить следующие направления:
- Коммуникативное развитие. Оно ориентировано на организации воспитания, как процесса объединения воспитанников, как большой и дружной семьи, члены которой взаимодействуют друг с другом. Разработчиками данного направления были С. Ваймер, Е. Паризер, В.В. Рубцов и др.;
- Развивающее обучение. Оно основано на личностном развитии ребенка в ходе образовательной и воспитательной работы. Последователями развивающего обучения были Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманский и др.;
- Культурологическое направление. Оно основано на эстетическом развитии ребенка путем постижения нравственных идеалов. Данная идея была предложена Ш.А. Амонашвили. Помимо нее, были предложены идеи равноправия детей в образовательной деятельности и равные возможности получения образования, независимо от интеллектуальных, психических и иных особенностей организма и опора на бытие человека, его природную сущность, как основу ценностного отношения к природе и ее устройству;
Формирование педагогики сотрудничества. Она зародилась в 80-е годы XX столетия. В ее основе лежит гуманистическое отношение к личности воспитанника. Теории педагогики сотрудничества сводятся к идее взаимодействия педагога и воспитанника, в ходе которого создается развивающее пространство, побуждающее учащихся к нравственному, эстетическому, интеллектуальному развитию;
Качественное изменение гуманной педагогики. Оно приходится на конец XX века – начало XIX века. Осуществляется перевод накопленных идей гуманной педагогики в средства практической организации образовательной деятельности. Гуманистическое воспитание становится основой воспитательной работы дошкольной системы образования. Идеи гуманного отношения к воспитаннику пропагандируются Ш. А. Амонашвили.
Рисунок 2. Теоретические основы концепции Ш. А. Амонашвили. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основные идеи гуманной педагогики, применяемые в дошкольном образовании
В основе концепции гуманной педагогики лежит ценностное отношение к личности воспитанника, признание его субъектом воспитательного процесса, наделенного определенными правами и свободами, нуждающегося в полноценном всестороннем развитии.
Гуманная педагогика является основой современного дошкольного образования. Это обусловлено тем, что ее основной идеей является ценность человеческой личности, ее право на развитие и ориентацию образовательной деятельности на развитие природного потенциала ребенка, раскрытие его лучших свойств.
Основными идеями гуманной педагогики, заложенными в основу дошкольного образования, являются:
- Принятие ребенка таким, каков он создан природой, и построение воспитания по принципу природосообразности развития ребенка.
- Задачей воспитателя в образовательном процессе дошкольного образования является поиск творческих задатков личности каждого воспитанника и совершение воспитательных воздействий для их развития.
- Взрослый выступает проводником в самопознании и саморазвитии личности ребенка.
- Направление развития ребенка таким образом, чтобы его энергия ориентировалась на созидание. Это развивает навыки продуктивной деятельности. Дошкольник учится создавать что-то, а не пользоваться готовыми продуктами, менять окружающий мир, исходя из своих потребностей, а не привыкать к текущей обстановке. Это способствует формированию собственной точки зрения, жизненной позиции, определению своего места в мире, осознанию своей ценности и нужности.
- Творческий подход педагога в воспитательном процессе. Гуманная педагога требует активной работы педагога, направленной на формирование личности, наделенной гуманистическими началами. Здесь неактуально использование традиционных методов воспитания – «кнут и пряник» уходят в прошлое. Педагогу требуется использовать инновационные средства воспитания, придумывать новые подходы к каждому воспитаннику, ориентируясь на его уникальные свойства и раскрытие личностного потенциала.
- Признание свободы личности воспитанника и его ответственности за свои действия и поступки.
- Признание самоценности личности воспитанника.
- Обеспечение психологической безопасности и защиты воспитанников от стрессовых ситуаций. В ДОУ создается предметно-развивающая среда, комфортная для каждого воспитанника, позволяющая ему чувствовать себя уверенно и полноценно.
- Построение индивидуального воспитательного маршрута для каждого воспитанника.