Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Уровни управления образованием в РФ

Принципы и направления развития управления в сфере образования

Определение 1

Управление образованием в РФ - это сложный и многогранный процесс, основанный на целенаправленной деятельности субъектов всех уровней образовательной системы, ориентированный на оптимальную и продуктивную организацию функционирования образования в стране».

Процессы управления образованием предполагают применение различных педагогических методов и приемов, средств влияния и продуктивного воздействие на функционирование различных объектов образовательной среды, чтобы направить их деятельность в нужное русло, обеспечивая тем самым, достижение целей и задач в образовательной и воспитательной области.

Как и любой управленческий процесс, управление образованием имеет объект воздействия. Им является система образования на уровне отдельного города, региона или страны в целом. Это воздействие оказывается субъектами управления, в качестве которых выступают: Министерство образования РФ, его территориальные отделения в регионах, краях и областях и органы муниципального управления городов и поселений.

Организация управленческой деятельности осуществляется на основе соблюдения следующих ведущих принципов:

  1. Соблюдение Конституции и законодательства РФ, в части обеспечения прав и свобод граждан на образование.
  2. Процесс управления носит системный и цельный характер. Это означает, что на всех уровнях управление имеет единую целевую направленность, характер организации и функциональную значимость. Все субъекты и компоненты системы управления находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействуют друг с другом.
  3. Интеграция высшего образования с научными теориями и концепциями.
  4. Участие всех органов образовательной сферы в решении задач и проблемных вопросов образовательной деятельности, ориентация их деятельности на достижение целевого назначения образования.
  5. Управление не должно носить сугубо централизованный или децентрализованный характер. Оно должно быть оптимально скомбинировано. Это обеспечит более эффективное и рациональное учебно-воспитательное воздействие.
  6. Управление носит коллегиальный характер. Это означает, что процесс управления входит в полномочия конкретных лиц, которые имеют право принимать решения в организационных вопросах, решать проблемы и задачи образования.
  7. Методы и приемы учебно-воспитательной работы должны носить четкий характер, оптимально отвечающий требованиям и задачам развития системы образования и управленческим целям.
  8. Управление образовательно системой должно быть снабжено расширенными информационными данными, носящими объективный характер.
  9. Управление не должно носить спонтанный, хаотичный характер. Оно должно способствовать развитию и прогрессу в социально-экономической сфере общества.
  10. Направленность управленческого процесса должна максимально помогать сопоставлению интересов государства, населения, граждан, экономических объектов, педагогических структур.
  11. Система образования должна развиваться, как благо, характеризующееся социальной значимостью, обеспечивая условия для создания единого образовательного пространства в стране.
  12. Демократизация управленческой деятельности. Это означает, что управление должно базироваться на принципах демократии, формировании демократических ценностей и институтов в системе образования. Такое образование носит всеобщий, доступный характер, автономностью и самоуправленческими началами.
«Уровни управления образованием в РФ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 1

Развитие управленческих процессов в образовательной сфере зависит от текущего этапа развития общества и отвечает его требованиям и реалиям.

В современных реалиях социально-экономического развития общества сформировались такие направления развития управления в образовании:

  • Развитие автономности всех уровней управления и отдельных учебных учреждений в организации образовательной деятельности;
  • Органы управления характеризуются наличием позиции проектировщиков и разработчиков новых учебно-воспитательных систем, процессов, методик и технологий управления образованием;
  • Развитие концепции плюрализма т.е. рассредоточение власти по уровням управления, не допуская приоритета или недостатка управленческих прав какого-то отдельного субъекта или его доминирования;
  • Привлечение дополнительных источников финансирования в образование. Помимо бюджетного обеспечения, система образования любого уровня может заниматься дополнительной коммерческой деятельностью, пользоваться спонсорской поддержкой и получать дотации и субсидии из бюджетов других уровней. Это направление особенно актуально в условиях нестабильной экономики и дифференциации в развитии отдельных регионов страны;
  • Управление все больше ориентируется на применение креативного, творческого подхода в образовательной области, развивая инновационный потенциал ее субъектов.

Уровни и органы управления образованием России

Как и вся образовательная система страны, управление образованием имеет три уровня:

  1. Федеральное управление.
  2. Региональное управление.
  3. Муниципальное управление.

Уровни управления образованием в РФ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Уровни управления образованием в РФ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

На федеральном уровне управленческая деятельность находится в руках государственных органов власти, носящих централизованный характер. Таким органом в РФ является Министерство образования и науки. Оно разрабатывает общие направления единой гос. политики в образовании и нормативно-правовое регулирование этой области. Кроме того, имеются министерства и ведомства, а также заведения, которые готовят специалистов для определенной профессиональной деятельности и осуществляют управленческие процессы в образовательной сфере.

Региональное управление реализуется, посредством создания различных территориальных органов, поддерживающих направление единой политики в образовании, организующих взаимосвязь системы образования региона с общей системой образования государства, выделяющих финансовые и технические ресурсы на развитие образования в регионе, выдающих лицензии организациям на осуществление учебной и воспитательной деятельности, предоставление образовательных услуг, контролирующих подведомственные заведения.

Региональный уровень управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Региональный уровень управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Муниципальное управление образованием осуществляется благодаря работе органов отдельного района или города. Они помогают создать условия для получения общего образования в конкретном муниципалитете, создают, контролируют и ликвидируют учебно-воспитательные заведения, регламентируют их работу и направления развития.

Муниципальный уровень управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 3. Муниципальный уровень управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 20.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot