Концепция духовно-нравственного воспитания – это документ, разработанный в рамках реализации ФГОС, направленный на определение содержания воспитания, методов, средств и форм его организации, как одного из приоритетных направлений в образовании.
Сущность Концепции духовно нравственного воспитания
Концепция духовно-нравственного воспитания и развития (далее Концепция) разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», а также на основании ежегодных посланий Президента РФ Федеральному собранию России.
Концепция представляет собой методологическую основу разработки и реализации ФГОС общего образования.
Концепция предусматривает наличие ценностно-нормативной основы взаимодействия между образовательными учреждениями и иными субъектами социализации, такими как семья, религиозные объединения, общественные организации, учреждения дополнительного образования, спорта, культуры, СМИ.
Основная цель данного взаимодействия – обеспечение необходимых условий для полноценного духовно-нравственного воспитания и развития учащихся.
Концепция определяет:
- Сущность и характер современного национального воспитательного идеала.
- Основные цели и задачи духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения.
- Систему фундаментальных национальных ценностей, на основании которой необходимо осуществлять духовно-нравственное воспитания и развитие, в соответствии с многонациональностью России.
- Ведущие социальные и педагогические принципы и условия духовно-нравственного воспитания и развития учащихся.
Одной из основных задач образовательных учреждений является воспитание патриота и гражданина своей страны, создание условий для раскрытия талантов и способностей молодых россиян, подготовка их к продуктивной жизнедеятельности в рамках современного высокотехнологичного конкурентного мира.
Для того, чтобы данные задачи решались успешно все образовательные учреждения должны взаимодействовать друг с другом, с семьями учащихся и воспитанников, другими субъектами социализации. Концепция формулирует актуальный социальный заказ для современных образовательных организаций, как конкретную систему общих педагогических требований, выполнение которых гарантирует эффективное решение общенациональных задач.
Таким образом, новая российская образовательная система должна отвечать всем современным требованиям по обеспечению духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения.
Большое значение уделяется общеобразовательной школе, которая должна организовать учащимся не только интеллектуальную, но и гражданскую, духовную и культурную жизнь. Отношение государства и общества к школе, как единственного социального института, через который проходят все граждане России, является индикатором морально-нравственного и ценностного их состояния.
Наиболее восприимчивы к духовно-нравственному воспитанию и развитию дети школьного возраста. В этот возрастной период ими лучше усваиваются нормы нравственности и морали, ярче воспринимаются духовные ценности. Однако педагогам необходимо помнить, что недостатки воспитания и развития этого периода достаточно сложно исправить в последующем. Так как все, что было пережито в детстве, отличается большой психологической устойчивостью.
Цели и задачи Концепции
Основной целью Концепции духовно-нравственного воспитания является оказание социально-педагогической поддержки в становлении и развитии ответственного, инициативного, высоконравственного, компетентного и творческого гражданина России.
Задачи Концепции духовно-нравственного воспитания, в сфере личностного развития является:
- организация необходимых условий для духовного развития и нравственного самосовершенствования личности учащегося;
- формирование способности осуществлять адекватную самооценку и понимание смысла собственной жизнедеятельности;
- формирование индивидуально-ответственного поведения;
- формирование готовности и способности к реализации собственного творческого потенциала в духовной и нравственной сферах;
- укрепление нравственности учащихся, на основании ознакомления с волевыми и духовными народными традициями;
- формирование четкой внутренней установки поступков личности в соответствии с собственной совестью;
- формирование осознанной личностной морали, как необходимости конкретного поведения, основанного на принятых в социуме представлениях о должном и недопустимом;
- развитие совести, как нравственного самосознания личности, а также способности осуществлять нравственный самоконтроль, нравственную самооценку собственным поступкам;
- личностное принятие национальных и духовных традиций и ценностей;
- формирования четкой позиции, умение отстаивать ее аргументировано, выражать собственные мысли логично и последовательно;
- формирование способности самостоятельно планировать и осуществлять определенные поступки и действия, на основании морального выбора, нести ответственности за них;
- формирование трудолюбия, бережливости, жизненного оптимизма, способности преодолевать жизненные трудности;
- формирование сознания того, что жизнь других людей имеет ценности, воспитание нетерпимости к действиям, которые могут представлять угрозу жизни, нравственному и физическому здоровью, духовной безопасности личности человека;
- формирование любви и уважения к Отчизне, воспитание чувства личной ответственности перед будущими поколениями;
- формирование и развитие свободолюбия как способности к сознательному профессиональному, гражданскому, личностному и иному самоопределению и развитию, в совокупности с моральной ответственностью личности перед своей семьей, окружающим обществом, государством и будущими поколениями.