Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Концепции духовного развития личности

Что такое концепция развития личности?

Различные концепции развития личности это ни что иное, как способ понимания и объяснения процесса развития личности, его движущих сил и закономерностей. На современном этапе развития психологической науки существует несколько альтернативных концепций развития личности, описывающих личность, как единое целое, объединяющее в себе различные стороны развития и становления.

Сущность понятия развития личности очень широка и позволяет сформировать наиболее полное представление о сути человеческой натуры и его индивидуальности. В связи с этим существуют различные взгляды на процесс развития личности и несколько концепций.

Основные концепции развития личности

Процесс развития личности достаточно длителен по времени и является не простым совпадением случайностей, а процессом, обусловленным закономерностями развития психики человека.

Статья: Концепции духовного развития личности
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Определение 1

Процесс развития - это процесс качественных и количественных изменений в психике, духовной и интеллектуальной сфере индивида, в организме в целом, определяющихся воздействием внутренних и внешних обстоятельств, неуправляемых и управляемых условий.

Существует несколько концепций развития личности. Наиболее известные и научно обоснованные это:

  • биогенетическая концепция;
  • социогенетическая концепция;
  • биосоциальная концепция.

Помимо представленных выше существуют также:

  • концепция развития личности Э. Эриксона;
  • концепция развития личности А. Менегетти
  • концепция развития личности Л. С. Выготского;
  • концепция духовно-нравственного развития личности.

Остановимся более подробно на концепции духовно нравственного развития личности.

Основное содержание концепции духовно-нравственного развития личности

Центром формирования смысловых характеристик жизни человека является отношение субъекта к окружающим его людям и социальному окружению в целом. Правила и нормы, принятые в данном обществе, ценности и достижения, опыт поколений – все это оказывает огромное влияние на процесс развития личности.

«Концепции духовного развития личности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Сформированное отношение человека к событиям и людям, находящимся вокруг и составляют основную сущность человеческой личности.

Именно отношение и составляет сущность жизни человека. Вся человеческая жизнь состоит и зависит от процесса выстраивания отношений с другими людьми, стремления индивида к построению эффективного взаимодействия с другими людьми, его способности к выстраиванию отношений и их характер. От того насколько человек вовлечен в социальные отношения, насколько они его удовлетворяют зависит психологический комфорт и удовлетворенность жизнью.

Определение 2

Процесс воспитания – это неотъемлемая часть образования и необходимый элемент духовно-нравственного развития человека в целом. Именно в процессе семейного воспитания и школьного образования активно осуществляется процесс приобщения личности к существующим моральным и культурным ценностям данного общества.

Для наиболее эффективного процесса формирования нравственных качеств необходимо прививать с самого раннего возраста способности проживания в окружающем культурном социальном пространстве. Данное пространство в полной мере должно отвечать потребностям и интересам ребенка и в итоге формируя у него умение созидать, принимать и использовать в жизни общепринятые нравственные ценности.

В современных условиях развития общества основной акцент в процессе духовно – нравственного воспитания делается на построение целенаправленного воспитательного процесса и формирование универсальной этики.

Определение 3

Универсальная этика – воспитание личности по всем существующим направлениям культуры и религии, с учетом особенностей всех социальных классов и групп, не допуская сведения воспитания к узко национальным и групповым интересам.

В воспитательном процессе очень важно гармоничное сочетание целенаправленной универсальной ценности человека в целом и опоры на существующие традиционные национальные духовно – нравственные ценности.

Данное сочетание должно лечь в основу жизнедеятельности нынешнего социума, а также в основу оптимального диалога между разными сообществами, группами.

Таким образом, происходит процесс смещения ориентации с внешних ограничителей моральных норм на сформированные внутренние установки и направленность личности. При этом растет роль нравственных установок как внутренних элементов саморегуляции личности. Моральность же, как внешний регулятор поведения, отходит на второй план.

Концепция духовно – нравственного развития личности большое внимание уделяет проблеме способностей личности к самоопределению и направленности именно на смысловые и ценностные составляющие воспитания. Результатом воспитательного процесса в данном случае должно являться самостоятельная выработка индивидом ценностных смыслов с помощью усвоения нравственных знаний, их эмоционального прочувствания, переноса их во внутренний план личности и опробования на собственном опыте. В случае успешного формирования данных умений процесс построения взаимоотношений с окружающими людьми и социумом в целом идет успешно и человек занимает активную жизненную позицию.

Именно процесс усвоения, выстроенный постепенно, пошагово, с целенаправленно организованным приобретением опыта и знаний поведенческих отношений составляет основу духовно-нравственного развития.

Основной целью духовно-нравственного развития выступает воспитание и развитие высоконравственных, грамотных, культурных личностей, которые обладают общечеловеческими и национальными ценностями индивидов и деятельность которых направлена на созидание и создание нового блага для окружающего мира.

К общечеловеческим ценностям можно отнести принимаемые всем человечеством ценности в условиях любых исторических и общественных изменений в условиях развития цивилизации. К ним относятся такие ценности как:

  • равенство,
  • добро,
  • красота,
  • жизнь и многие другие.

Национальные ценности определяются общечеловеческими, которые восприняты субъективным сознанием через национальную культуру и национальное самосознание.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 11.11.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot