Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психолого-педагогические концепции социализации личности в отечественной и зарубежной науке

Зарубежные концепции личностной социализации

Зарубежный опыт социального развития подрастающего поколения является актуальным в применении в отечественной практике воспитания, особенно на современном этапе развития общества, требующего применения инновационных технологий в образовательной сфере, толерантного и гуманистического подхода к обучению и воспитанию детей. С реализацией этих направлений возникает ряд проблем, решение которых необходимо для социального становления и развития подрастающего поколения. Поэтому, зарубежные концепции социализации личности имеют важное продуктивное значение.

Психолого-педагогические теории социализации личности базируются на двух основных подходах к пониманию того места и той роли, которую занимает личность в ходе ее социального развития. Этими подходами являются:

  1. Пассивная роль личности в ходе реализации социального становления. Предполагается, что сама личность не участвует в своем социальном развитии. Она выступает объектом социального воздействия. Общество же, является субъектом этого процесса. Процесс социализации реализуется посредством приспособления личности к условиям социальной среды.
  2. Активная роль личности в ходе реализации ее социального становления. В этом случае, личность рассматривается, как участник процесса социализации, который оказывает на него воздействие: влияет на социальную сферу, ее функционирование и собственное развитие в социальной среде. Личность, в данном случае, выступает в качестве субъекта социализации. Социальная сфера, также, выступает субъектом процесса социального становления и развития личности.

Основоположником первого подхода в социальном развитии личности выступает французский социолог Э. Дюркгейм. Он рассматривал процесс воспитания и социализации личности в качестве едино направленных процессов. Дюркгейм утверждал, что социальная среда имеет определенный идеал личности, который помогает создать система воспитания. Воспитание он рассматривал, как методологию процесса социализации личности.

«Психолого-педагогические концепции социализации личности в отечественной и зарубежной науке» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

На основании концепции Дюркгейма, Т. Парсонс разработал социологическую концепцию устройства общества. По его мнению, социализация основывается на генетических параметрах устройства человеческого организма и его способностях к обучению.

Социализация начинается в семье, на базе психических процессов: удовольствия, страдания, наказания, поощрения. Затем ребенок попадает в социальную среду образовательных заведений, где оказывается подверженным оценке других людей, селекции и распределению ресурсов человечества.

Парсонс утверждал, что социализация развивает у личности чувство неполноценности. Это обусловлено получением в ходе социализации определенных социальных ролей в обществе. Такая неполноценность развивает определенную направленность поведения личности.

Теория социализации Т. Парсонса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Теория социализации Т. Парсонса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Что касается второго подхода, то его последователями было выдвинуто множество теорий «символического интеракционизма». Одним из ярких последователей данного подхода стал автор теории «Зеркального Я» Ч. Х. Кули. в своем труде он утверждал, что социальные качества личность приобретает только в процессе социального взаимодействия. Его идеи стали фундаментом дальнейшего рассмотрения социализации личности, как субъект-субъектных взаимоотношений.

У. М. Уэнтворт рассматривал процесс социализации в качестве интеракции. Он считал, что процесс социализации реализуется при тесном взаимодействии и взаимопроникновении социума и личности.

Замечание 1

Личность может развиваться и социализироваться только в ходе непрерывного взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса и социальной среды. Это положение является основой зарубежных теорий второго подхода личностной социализации.

Концепции социализации личности отечественных авторов

Социализация личности рассматривается в отечественной педагогике в виде нескольких психолого-педагогических концепций:

  • Концепции классического направления педагогики и психологии. Данные концепции основывались на идеях и теориях народной педагогики. Воспитание считалось свободным и ориентированным на личное саморазвитие и самоактуализацию. Представителем этой идеологии был педагог-профессор К. Н. Вентцель. По мнению В.В. Зеньковского, социализация выступает духовной миссией человека в этом мире. С.И. Гессеном была выдвинута идея о тесной связи между духовно-нравственном развитии личности и ее социальном становлении. Он отмечал, что одно без другого невозможно и относит социальную сферу к культурным явлениям;
  • Концепции, отражающие идеологию советского государства. Последователи этих концепций рассматривали социализацию, как процесс становления советского гражданина, наделенного социалистическими качествами и, являющегося основоположником социализма. К числу представителей этих учений относятся: Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко;
  • Концепции технократического направления. Они получили развития в период формирования новой системы образования – советского типа. Данные концепции опирались на использование в образовании и воспитании принципа политехнизма. Исключались любые абстрактные идеи педагоги и в основу воспитания были заложены текущие тенденции социально-экономического развития общества. Социализация, по мнению А.К. Гастиева, должна ориентироваться на социальное становление и развитие представителей рабочего класса, чтобы возродить их культурное существование;
  • Педологические теории социализации. Сюда входят труды Л.С. Выготского и А.Б. Залкинда. Они занимались исследованием развития ребенка и рассмотрением социальной среды, как фактора, оказывающего воздействие на этот процесс. Выготским была разработана культурно-историческая теория развития психики ребенка и формирования его поведения, а Залкинд рассматривал влияние социальной среды на развитие ребенка и формирование его поведенческих реакций;
  • Концепции П.Ф. Каптерева. Он был сторонником классической народной педагогики, но его теории характеризуются некоторой спецификой. Педагогический процесс, по его мнению, должен носить социальную ориентацию, а именно ориентироваться на создание идеального гражданина, которое необходимо современному обществу. Он занимался исследованием воздействия внешних факторов и условий социальной сферы на развитие внутреннего мира ребенка. Каптерев установил, что решающим в социальном становлении личности остается генетический фактор, а социализация представляет собой усвоение личностью основ культуры общества.

Марксистская теория социализации личности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Марксистская теория социализации личности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 23.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot