Социально-профессиональная адаптация студентов – это процесс установления связи и гармоничного взаимодействия между студентом высшего учебного заведения и образовательной средой, в которую он попадает.
Адаптации предполагает приспособление студента к жизнедеятельности вуза, к конкретному выбранному направлению, с соблюдением правил поведения и взаимодействия, режимных моментов, принятием своей новой роли и выполнением обязанностей ей соответствующих.
Адаптация необходима каждому студенту для успешного прохождения профессионального обучения и его результативности.
Условия применения компетентностного подхода в социально-профессиональной адаптации студентов
Компетентностный подход – это принципы отбора содержания образования, ориентированного на самообучение, саморазвитие, самоактуализацию личности учащегося в образовательной деятельности.
Данный подход ориентирован на развитие профессиональных знаний и навыков студента, а также формирования универсальных профессиональных способностей, которые позволяют будущему специалисту стать активным участником экономического пространства, профессионалом в своей области деятельности.
Компетенстностый подход в образовательном процессе вуза способствует развитию основ оперативного использования информации, ее применения в решении разнообразных практических задач, проведения анализа деятельности и анализа многообразных информационных ресурсов.
Данный подход находит активное применение не только в сфере профессионального образования, но и в области профессиональной адаптации студента высшего учебного заведения. Это возможно, благодаря тому, что компетентностный подход создает условия для полноценного развития личности в условиях быстро меняющейся социальной среды и помогает приспосабливаться к различным условиям экономического, политического, социального, информационного развития общества.
Профессиональная адаптация студентов вуза является достаточно сложным и многофакторным процессом. Она зависит не только от личности самого студента, его психического развития и социальной активности, но и от среды, в которую попадает студент, ее условий и требований, а также специфике конкретной специальности, по которой студент проходит обучение.
Что касается профессиональной адаптации студентов, то в контексте компетентностного подхода она рассматривается как составной компонент образования, ориентированного на подготовку профессионалов, квалифицированных специалистов в определенной области деятельности.
Основными условиями успешного применения компетентностного подхода в социально-профессиональной адаптации студентов являются:
- Формирование гармоничной образовательной среды, дающей право каждому студенту в профессиональной самореализации.
- Развитие основ командного взаимодействия. Образовательный процесс должен строиться таким образом, чтобы формировать командный дух студентов, учить их сотрудничеству, коллективному творчеству.
- Развитие навыков использования разных информационных ресурсов и их рационального и целесообразного практического применения.
- Формирование адекватного содержания профессионального образования. Обучение делиться на модули, каждый из которых является аспектом какого-то вида профессиональной деятельности. Модули должны быть связаны между собой, а также по теоретическим и практическим информационным аспектам.
- Развитие навыков самостоятельного познания. Предполагается использование методов и форм обучения, стимулирующих к самостоятельному поиску, открытию профессиональных знаний.
Особенности социально-профессиональной адаптации студентов технических факультетов
Социально-профессиональная адаптация студентов вуза является непростым и трудоемким процессом. Что касается студентов технических факультетов, то она имеет свои особенности:
- Отсутствие преемственности в обучении между школой и вузом технической направленности;
- Развитие нового отношения к профессии: сопоставление ожиданий с реальностью посредством усвоения новых форм жизнедеятельности, вступления в новый ритм жизни;
- Сложности социально-психологического приспособления к новым условиям, университетской среде;
- Неразвитость категориального мышления. У студентов отсутствуют целевые ориентиры освоения научных понятий технического характера. Студенты не понимают их значимости и необходимости освоения, что усложняет их приспособление к новой образовательной обстановке, новому виду профессионального познания;
- Разность методов и средств обучения школы и вуза приводит к непониманию новой образовательной программы и области познания
Этапы социально-профессиональной адаптации студентов технических факультетов вуза в рамках компетентностного подхода
Социально-профессиональная адаптация студентов вуза предполагает поэтапное осуществление в рамках компетентностного подхода. Адаптация проходит в течение следующих этапов:
- Профессиональная ориентация. Она связана с утверждением выбранной специальности обучения. Студенту предстоит привыкнуть к специальности и ее специфике, утвердиться в правильности выбранного профессионального направления развития.
- Профессиональная адаптация. Она связана с изучением специфике своей будущей профессии, своей профессиональной роли и значение выполняемых в будущем профессиональных функций для собственного и социального развития. Принятия своего будущего обеспечивает мотивацию студента к дальнейшему профессиональному познанию.
- Ассимиляция. Она связана с ознакомлением с основами современного производства, аспектами будущей технической деятельности в разных областях производства, условиями трудовой деятельности, ее целевым назначением и технологиями реализации.
- Идентификация. Она связана с принятием целей и задач профессиональной деятельности, по избранной технической специальности в качестве собственных ориентиров профессионального обучения.