Сущность компетентностного подхода в образовании
Компетентностный подход – это совокупность принципов и закономерностей постановки целевого назначения, задач, отбора содержания образования, организации образовательной деятельности и подведения итогов ее реализации.
Рисунок 1. Компетентностный подход в обучении. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В основе данного подхода закладываются компетенции учащихся, которые должны быть сформированы по ходу реализации образовательной деятельности на определенном этапе, уровне, в течение конкретного периода обучения. Эти компетенции служат ориентирами планирования учебно-воспитательной работы, составления образовательных программ.
образовании. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 2. Компетентностный подход в образовании. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Компетентностный подход ориентирует образовательный процесс школы на профессиональную ориентацию учащихся т.е. выбору будущей профессии и подготовку к обучению в высшей школе для ее получения. Что касается обучения в высшем учебном заведении, то компетентностный подход ориентирован на формирование навыков будущего специалиста, а также развитие профессиональных качеств личности, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности разного рода.
Сущностными характеристиками образовательной деятельности, основанной на компетентностном подходе, являются:
- Применение избыточной информации в содержании образовательных программ. Это ориентировано на формирование навыков работы в разных условиях и обстоятельствах, умений опираться на опыт своей предыдущей деятельности, применять знания в новых обстоятельствах;
- Преобладание самостоятельной познавательной работы в учебном процессе;
- Отбор содержания образовательных программ в соответствии с субъектным опытом учащихся;
- Опора на практические задания в обучении. Они преобладают над теоретическими данными и ориентируют учащихся на использование знаний в разных ситуациях;
- Сочетание разных форм обучения и разных методов в зависимости от целей и задач образования и познавательного потенциала учащихся;
- Обязательная рефлексия образовательной деятельности. У учащихся формируются навыки адекватной оценки своей познавательной деятельности, а также деятельности других учащихся, оценивания коллективной или групповой работы, а также эмоционального состояния, испытываемого в ее ходе;
- Опора на субъектную оценку образовательных результатов каждого учащегося.
Знания и навыки формируются в комплексе. Это требует применения иных методов и технологий обучения.
Компетентностный подход отличается от традиционного иными целевыми ориентирами. Он предполагает не просто передачу знаний учащимся и их накопление. Он учит применять эти знания в практической деятельности для решения разнообразных задач. Иными словами, он ориентирован на формирование основ самостоятельного познания и использование своих знаний разными способами и в разных ситуациях. Поставленные цели образования отражают объективные потребности учащихся.
Принципы компетентностного подхода в образовании
Принципами организации образовательной деятельности, согласно компетентностному подходу, являются следующие:
- Принцип всеобщей образованности. Он означает, что образование ориентировано не только на профессиональное развитие личности, но и на ее социальное становление, общее развитие, освоение основ жизнедеятельности.
- Принцип самоанализа и самооценки. Он предполагает самостоятельный выбор своего образовательного пути и оценку своих достижений учащимися, внесение коррекции и совершенствование своих знаний и навыков.
- Принцип вариативности образовательной деятельности. Предполагается разнообразие форм самостоятельного познания и развития.
- Принцип матричной структуры управления. Образовательное заведение контролируется внешними организациями, проводящими аудит его деятельности и, оценивающих его итоги. Также, к взаимодействию и управлению привлекаются родители и учащиеся.
- Принцип опоры на собственный опыт учащихся. Обучение опирается на развитие навыков самостоятельного познания и получения опыта путем совершения проб и ошибок, испытания своих сил и возможностей.
- Принцип дидактической структуры содержания образовательной деятельности. социальный опыт преобразуется в дидактический материал, передаваемый учащимся и ориентированный на формирование у них основ мировоззрения, выработку нравственных ориентиров деятельности, развитие познавательной сферы и расширение кругозора во всех областях знания.
- Принцип уровневой оценки итогов образовательной деятельности. Происходит оценка результатов освоения образовательной программы на основе их сопоставления с конкретными критериями, отражающими тот или иной уровень образованности учащихся на конкретной стадии обучения.
Условия реализации компетентностного подхода в образовании
Компетентностный подход в образовании может быть реализован на основании соблюдения ряда условий:
- Отражение личностного роста и потенциальных возможностей учащихся в целевом назначении образования.
- Знания не даются в готовом виде. Формируются навыки их самостоятельного поиска и применения в разных обстоятельствах.
- Использование адекватного объема содержания образовательного материала. Знания должны иметь конкретную направленность и ценность. Их количество не обуславливает качество.
- Включение в образовательный процесс заданий различного характера: с известным решением и неизвестным, с применением шаблонных методов решения и творческих подходов.
- Включение большого объема самостоятельной работы учащихся в образовательный процесс.
- Связь учебной дисциплины с другими компонентами образовательной деятельности.
- Построение обучения на основании мотивации учащихся к познанию. Обучение должно быть реализовано на основании увлечения учащимися, проявления ими интереса к познанию.
- Создание условий для овладения личностью значимыми для нее знаниями и навыками.