Ключевые компетенции и их функциональная роль в отечественной педагогике
Понятие ключевой компетенции отражает ее сущность, в качестве ключа для развития остальных, более конкретных и предметно направленных компетенций. Такие компетенции характеризуются универсальной направленностью, поскольку открывают возможности личности для успешного проявления себя в различных областях жизнедеятельности: профессиональной, бытовой, социальной, образовательной. Такие компетенции имеют надпрофессиональный и надпредметный характер развития и могут быть использованы в различных направлениях деятельности.
Ключевые компетенции характеризуются определенной спецификой, связанной с их активным применением в образовательной сфере, профессиональной подготовке, в решении бытовых вопросов и проблем. Наличие ключевых компетенций открывает возможности личности стать успешной в различных сферах деятельности и выступает определяющим фактором качественного и продуктивного общественного развития.
Поскольку ключевые компетенции носят общий характер, не ограничены рамками применения в области отдельных учебных дисциплин и направлений учебно-воспитательной работы, то они не сводятся только к отдельным знаниям, умениям или навыкам деятельности. Компетенция олицетворяет сферу отношений, располагающуюся между знанием и действием в практической деятельности. Только при создании конкретных программ обучения, проектов ключевые компетенции могут быть конкретизированы в области программного применения, реализации проектов, учебном материале, средствах обучения.
Ключевые компетенции характеризуются еще и тем, что они имеют определенную творческую направленность в обучении, выражают способы применения креативных подходов в организации учебно-воспитательного процесса. К примеру, если человек обладает способностями извлечения пользы из своего опыта и опыта других людей, умело разрешает проблемы в различных сферах жизни и деятельности, определяет причинно-следственные связи между прошлыми или историческими процессами и текущими явлениями, находит оптимальные новые способы для решения определенных задач, то эти навыки можно отнести к креативным компетенциям.
Функциональное значение ключевых компетенций сводится к выполнению ими следующего перечня функций:
- Отражение общественной нужности на молодое поколение, вполне готовое к предстоящей повседневной жизни и деятельности.
- Важное условие практического воплощения личностных смыслов учащихся в процессе образования, эффективное средство борьбы с отчуждением от процесса познания и обучения.
- Определение действительно существующих объектов окружающего мира с целью приложения к ним системы знаний, навыков, приемов работы, организации определенного вида деятельности.
- Компетенция составляет одну из частей содержания разнообразных учебных дисциплин и образовательных сфер в качестве метапредметной области содержания образовательной системы.
- Комплексное применение теоретических знаний, практических навыков и организация их сотрудничества для реализации процесса решения определенной цели или задачи.
- Компетенции выступают интегральными свойствами, свидетельствующими о качестве образования и выступающими средствами образовательного, общественного и комплексного контроля.
Ключевые компетенции в отечественной образовательной сфере
Группировка ключевых компетенций в отечественной педагогике определяется особенностями культуры, традиций и обычаев, исторического развития русского народа. Также, учитывается и роль компетентностного подхода в образовательной сфере.
Перечень ключевых компетенций, составляющих основу российского образования базируется на приоритетных целях функционирования образовательной системы, социальном устройстве и приоритетных ориентирах его развития, разновидностях деятельности учащегося, в ходе которой он овладевает различным социальным опытом, развивает навыки поведения в различных жизненных ситуациях, исходя из тенденций современного развития общества.
Ключевые компетенции отечественной педагогики подразделяются на следующие группы:
- Ценностно-смысловые компетенции. Сюда входят компетенции, относящиеся к развитию ценностных ориентиров учащихся, навыков его видения окружающего мира, его понимания и принятия, своего места и значимости в природной и общественной среде, навыки действий и поступков в тех или иных жизненных ситуациях. Посредством развития этих компетенций, происходит формирование механизма самоопределения учащегося в различных направлениях образовательной и других видов деятельности.
- Общекультурные компетенции. Предполагают развитие знаний в области национальной культуры и культуры иных стран и народов, формирование духовно-нравственных качеств личности, принятие ею культурного наследия, его сохранение и развитие, усвоение культурологических основ в различных областях жизни и направлениях деятельности, формирование этических основ поведения, понимание картины мирового устройства.
- Учебно-познавательные компетенции. Предполагают развитие навыков самообучения и саморазвития. Учащийся должен освоить способы поиска знаний, методы их оптимального и эффективного усвоения, приемами разрешения различных проблем в учебно-воспитательном процессе, развивать логику действий и поступков, грамотность, профессиональную компетентность.
- Коммуникативные компетенции. Ознакомление со способами построения коммуникативных связей, умения действовать и строить отношения в социальной и образовательной сфере, выполнять социальные роли, строить диалоги.
- Компетенции личностного самосовершенствования. В данную группу входит развитие навыков по освоению способов саморазвития в духовной, нравственной, физической, интеллектуальной сфере. Человек должен не только однажды развить в себе определенные качества, но и постоянно их совершенствовать, чтобы отвечать требованиям общественного развития, обеспечить свою успешность в различных направлениях деятельности и создать условия для безопасной жизни во всех ее сферах.
- Информационные компетенции. Существование данной группы компетенций обусловлено информатизацией общества. Предполагается, что современный гражданин должен обладать навыками применения современных информационных средств, уметь работать с различными информационными источниками, уметь отыскивать, сохранять, перерабатывать, анализировать и использовать информацию в практической жизнедеятельности.
- Социально-трудовые компетенции. Сюда относятся навыки граждан построения своей линии поведения в общественной сфере, а именно: гражданская позиция, идеология, патриотические качества, способности к защите своих прав и свобод, уважения к правам и свободам других граждан, профессиональное самосознание и самоопределение, развитие трудолюбия, освоение этических норм трудовых взаимоотношений.
Рисунок 1. Ключевые компетенции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Все эти компетенции тесно взаимосвязаны и могут быть конкретизированы как по возрастному признаку, так и по учебным дисциплинам и образовательным направлениям.