Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Ключевые компетенции отечественного образования

Ключевые компетенции и их функциональная роль в отечественной педагогике

Понятие ключевой компетенции отражает ее сущность, в качестве ключа для развития остальных, более конкретных и предметно направленных компетенций. Такие компетенции характеризуются универсальной направленностью, поскольку открывают возможности личности для успешного проявления себя в различных областях жизнедеятельности: профессиональной, бытовой, социальной, образовательной. Такие компетенции имеют надпрофессиональный и надпредметный характер развития и могут быть использованы в различных направлениях деятельности.

Замечание 1

Ключевые компетенции характеризуются определенной спецификой, связанной с их активным применением в образовательной сфере, профессиональной подготовке, в решении бытовых вопросов и проблем. Наличие ключевых компетенций открывает возможности личности стать успешной в различных сферах деятельности и выступает определяющим фактором качественного и продуктивного общественного развития.

Поскольку ключевые компетенции носят общий характер, не ограничены рамками применения в области отдельных учебных дисциплин и направлений учебно-воспитательной работы, то они не сводятся только к отдельным знаниям, умениям или навыкам деятельности. Компетенция олицетворяет сферу отношений, располагающуюся между знанием и действием в практической деятельности. Только при создании конкретных программ обучения, проектов ключевые компетенции могут быть конкретизированы в области программного применения, реализации проектов, учебном материале, средствах обучения.

Ключевые компетенции характеризуются еще и тем, что они имеют определенную творческую направленность в обучении, выражают способы применения креативных подходов в организации учебно-воспитательного процесса. К примеру, если человек обладает способностями извлечения пользы из своего опыта и опыта других людей, умело разрешает проблемы в различных сферах жизни и деятельности, определяет причинно-следственные связи между прошлыми или историческими процессами и текущими явлениями, находит оптимальные новые способы для решения определенных задач, то эти навыки можно отнести к креативным компетенциям.

«Ключевые компетенции отечественного образования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Функциональное значение ключевых компетенций сводится к выполнению ими следующего перечня функций:

  1. Отражение общественной нужности на молодое поколение, вполне готовое к предстоящей повседневной жизни и деятельности.
  2. Важное условие практического воплощения личностных смыслов учащихся в процессе образования, эффективное средство борьбы с отчуждением от процесса познания и обучения.
  3. Определение действительно существующих объектов окружающего мира с целью приложения к ним системы знаний, навыков, приемов работы, организации определенного вида деятельности.
  4. Компетенция составляет одну из частей содержания разнообразных учебных дисциплин и образовательных сфер в качестве метапредметной области содержания образовательной системы.
  5. Комплексное применение теоретических знаний, практических навыков и организация их сотрудничества для реализации процесса решения определенной цели или задачи.
  6. Компетенции выступают интегральными свойствами, свидетельствующими о качестве образования и выступающими средствами образовательного, общественного и комплексного контроля.

Ключевые компетенции в отечественной образовательной сфере

Группировка ключевых компетенций в отечественной педагогике определяется особенностями культуры, традиций и обычаев, исторического развития русского народа. Также, учитывается и роль компетентностного подхода в образовательной сфере.

Перечень ключевых компетенций, составляющих основу российского образования базируется на приоритетных целях функционирования образовательной системы, социальном устройстве и приоритетных ориентирах его развития, разновидностях деятельности учащегося, в ходе которой он овладевает различным социальным опытом, развивает навыки поведения в различных жизненных ситуациях, исходя из тенденций современного развития общества.

Ключевые компетенции отечественной педагогики подразделяются на следующие группы:

  1. Ценностно-смысловые компетенции. Сюда входят компетенции, относящиеся к развитию ценностных ориентиров учащихся, навыков его видения окружающего мира, его понимания и принятия, своего места и значимости в природной и общественной среде, навыки действий и поступков в тех или иных жизненных ситуациях. Посредством развития этих компетенций, происходит формирование механизма самоопределения учащегося в различных направлениях образовательной и других видов деятельности.
  2. Общекультурные компетенции. Предполагают развитие знаний в области национальной культуры и культуры иных стран и народов, формирование духовно-нравственных качеств личности, принятие ею культурного наследия, его сохранение и развитие, усвоение культурологических основ в различных областях жизни и направлениях деятельности, формирование этических основ поведения, понимание картины мирового устройства.
  3. Учебно-познавательные компетенции. Предполагают развитие навыков самообучения и саморазвития. Учащийся должен освоить способы поиска знаний, методы их оптимального и эффективного усвоения, приемами разрешения различных проблем в учебно-воспитательном процессе, развивать логику действий и поступков, грамотность, профессиональную компетентность.
  4. Коммуникативные компетенции. Ознакомление со способами построения коммуникативных связей, умения действовать и строить отношения в социальной и образовательной сфере, выполнять социальные роли, строить диалоги.
  5. Компетенции личностного самосовершенствования. В данную группу входит развитие навыков по освоению способов саморазвития в духовной, нравственной, физической, интеллектуальной сфере. Человек должен не только однажды развить в себе определенные качества, но и постоянно их совершенствовать, чтобы отвечать требованиям общественного развития, обеспечить свою успешность в различных направлениях деятельности и создать условия для безопасной жизни во всех ее сферах.
  6. Информационные компетенции. Существование данной группы компетенций обусловлено информатизацией общества. Предполагается, что современный гражданин должен обладать навыками применения современных информационных средств, уметь работать с различными информационными источниками, уметь отыскивать, сохранять, перерабатывать, анализировать и использовать информацию в практической жизнедеятельности.
  7. Социально-трудовые компетенции. Сюда относятся навыки граждан построения своей линии поведения в общественной сфере, а именно: гражданская позиция, идеология, патриотические качества, способности к защите своих прав и свобод, уважения к правам и свободам других граждан, профессиональное самосознание и самоопределение, развитие трудолюбия, освоение этических норм трудовых взаимоотношений.

Ключевые компетенции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Ключевые компетенции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Все эти компетенции тесно взаимосвязаны и могут быть конкретизированы как по возрастному признаку, так и по учебным дисциплинам и образовательным направлениям.

Дата последнего обновления статьи: 18.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot