Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – это федеральный исполнительный орган специальной компетенции, реализующий задачи выработки и осуществления государственной политики и правового регулирования в области защиты прав потребителей, надзорной деятельности для обеспечения благополучия личности.
История Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Институт санитарно-эпидемиологического надзора начал формироваться еще в советском государстве как комплекс мероприятий, имеющих своей целью предупреждение инфекционных заболеваний и улучшение санитарного состояния в государстве. Так, в 1922 г. был принят Декрет СНК о санитарных органах.
С указанного периода в государстве стала складываться система специализированных санитарно-профилактических учреждений, так называемых санитарно-эпидемиологических станций.
В 1933 г. из системы санитарно-эпидемиологических станций была выделена Государственная санитарная инспекция, которая приняла на себя обязательства:
- общего управления санитарно-эпидемиологической деятельностью станций;
- реализации надзорных мероприятий по предупреждению нарушений в рассматриваемой сфере.
В середине прошлого века Инспекция была ликвидирована.
В последующем система санитарно-эпидемиологического обеспечения благополучия российского населения развивалась на основании Положения о государственном санитарном надзоре в Советском Союзе, утвержденном Советом Министров.
В период перестройки в 1991 г. был принят Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и фактически начала выстраиваться новая система санитарно-эпидемиологической службы. Ключевым отличием стало законодательное регулирование вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.
В 1999 г. отдельные вопросы функционирования государственных органов в рассматриваемой сфере, зафиксированные в подзаконных актах, получили законодательное закрепление в новом федеральном законе.
С 1993 г. на территории страны функционировала Государственная инспекция, реализующая надзорные мероприятия в области торговли, качества товара и в сфере защиты прав потребителей. В 2000 г. указанная инспекция стала подразделением Министерства экономического развития и торговли.
Сегодня указанные вопросы входят в состав компетенция Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Компетенция Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей
Компетенция Роспотребнадзора включает в себя следующие группы полномочий:
- реализация контрольно-надзорных мероприятий в отношении исполнения обязательных законодательных требований в санитарно-эпидемиологической сфере и защите прав потребителей на потребительском рынке и по вопросам обеспечения безопасности продуктов питания, их качества, а также по вопросам соблюдения требований к организации общественного питания;
- реализация согласно положений федерального законодательства лицензирования видов деятельности, которые включены в состав компетенции Службы;
- организация и регистрация ранее не используемых в отечественной системе хозяйствования веществ и изготавливаемых на их основе препаратов, отдельных видов продуктов, которые могут представлять опасность для человека, впервые ввозятся на территорию страны и др.;
- установление факторов и условий, влияющих на возникновение и распространение инфекций и неинфекционных заболеваний массового характера;
- информирование органов публичного управления федерального, регионального и местного уровней и населения относительно санитарно-эпидемиологических условий и мероприятий по обеспечению благополучия населения в санитарно-эпидемиологическом плане;
- подготовка предложений относительно введения или отмены на территории страны или региональной территории карантина в соответствии с процедурой, регламентированной федеральным законодательством;
- организация мероприятий социально-гигиенического мониторинга;
- организация функционирования санитарно-эпидемиологической службы государства;
- установление гигиенических, санитарно-эпидемиологических требований, а также требований в области защиты прав потребителей;
- направление в федеральное правительство проектов федерального законодательства, подзаконных актов главы государства и федеральных правительственных документов по вопросам, которые входят в состав компетенции Службы;
- определение процедуры проведения экспертизы по санитарно-эпидемиологическим вопросам, а также процедуры расследований в указанной сфере;
- организация приема населения, обеспечения эффективного рассмотрения обращений, поступающих от населения по вопросам, подведомственным Службе;
- организация дополнительного образования работников аппарата Службы, в том числе ее территориальных подразделений и подведомственных организаций и др.
Организация функционирования Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей
Руководство Роспотребнадзором осуществляется должностным лицом, которое назначается и освобождается от должности федеральным правительством. Руководитель службы одновременно выступает главным санитарным врачом страны, на него возложена личная ответственность за реализацию задач Службы.
В организационной структуре Службы предусмотрены должности заместителей руководителя, которые также замещаются по решению федерального правительства по представлению руководителя Службы.
В организационной структуре Службы выделяются центральная аппарат и территориальные подразделения. Кроме того, в ведении Службы находятся организации, обеспечивающие реализацию Службой своих функций.
Структура и численность центрального аппарата утверждается руководителем Службы.