Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Потребитель на российском рынке: проблема выбора, защита прав

Все предметы / Экономика / Потребитель на российском рынке: проблема выбора, защита прав
Содержание статьи
Определение 1

Потребитель – это экономический субъект, который удовлетворяет имеющиеся потребности в результате приобретения на рынке и потребления продукции за счет средств, полученных безвозмездно или при использовании факторов производства.

Особенности потребительского поведения на российском рынке

Потребители и их поведение оказывают значительное влияние на масштабы, скорость и характер развития современной экономики. Это же касается и российского рынка. Так, потребительские расходы в среднем формируют около 70% валового внутреннего продукта страны.

Потребителем принято называть физическое лицо, которое на рынке приобретает продукцию для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с ведением предпринимательской деятельности. Поведение потребителей на рынке в основном формируется под воздействием тех тенденций, которые развиваются в обществе.

Как показывают результаты исследований, российские потребители остаются крайне чувствительными к цене. Последние несколько лет происходило снижение реальных доходов населения. В связи с этим в данном периоде прирост оборота розничной торговли не превышал 3% с учетом того, что темпы инфляции в среднем были выше этого уровня.

Снижение покупательской способности вынуждает российских потребителей обращаться к различным способам экономии. В частности, на рынок люди стараются идти ближе к закрытию, чтобы купить товары со скидкой, либо объединяются с родственниками, соседями, коллегами по работе для организации совместной онлайн или офлайн покупки.

Главная тенденция потребительского поведения на российском рынке заключается в увеличении доли промохантеров – так называют тех покупателей, которые целенаправленно ищут скидки и акции. Отечественные потребители привыкли к «желтым ценникам». Поэтому они обходят два-три рядом стоящих магазина и в каждом из них покупают небольшое число товаров. Это, в свою очередь, вынуждает магазины формировать программы лояльности, в которых акционные предложения персонализированы под запросы конкретных покупателей.

Готовые работы на аналогичную тему

Помимо этого, поведение потребителей на российском рынке изменяется в большей степени по следующим направлениям:

  • Рыночная неопределенность и чувствительность к цене: поведение потребителей трансформируется под давлением рыночных реалий; так, выбор потребителей, в первую очередь, зависит от цены и ценности товара;
  • Удобство и доступность как основа потребительского опыта: произошло повышение уровня требовательности потребителей, которые все чаще ставят акцент на получаемом опыте, поэтому для предпринимателей увеличивается значение способности предоставить клиенту наилучший опыт, что сейчас непосредственно связано с цифровизацией и использованием технологий;
  • Цифровое взаимодействие между онлайн и офлайн: повышается заинтересованность потребителей в онлайн-покупках, однако они не готовы полностью отказываться от покупок в традиционных форматах магазинов, поэтому успешное взаимодействие с потребителями будет базироваться на правильном балансе между онлайн и традиционными форматами магазинов;
  • Приоритет новых потребителей – забота о себе и благополучие: большее внимание потребителей уделяется тому, что связано с вопросами здоровья, экологии и устойчивого развития, поэтому ожидается, что все участники рынка будут заботиться о благополучии потребителей.

Защита прав потребителей на российском рынке

Защита прав потребителей представляет собой совокупность взаимосвязанных мер, которые принимает государство и общественные движения с целью регулирования экономических взаимоотношений потребителей и субъектом предпринимательской деятельности. Последним понятием могут обозначаться изготовители, исполнители, импортеры, продавцы, владельцы агрегаторов информации о продукции.

Защита прав потребителей традиционно рассматривается как комплексная категория, институт, который включает в себя следующие составные части:

  • Установление конкретных прав потребителей;
  • Механизм реализации прав потребителей;
  • Описание форм возможных нарушений прав потребителей;
  • Механизм защиты прав потребителей от возможных нарушений;
  • Ответственность за нарушение прав потребителей.

В настоящее время защита прав потребителей в нашей стране осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1, а также Гражданским кодексом РФ. Для реализации закрепленных в нем норм было принято большое число подзаконных нормативно-правовых актов.

Кроме того, в 1985 году на заседании Генеральной Ассамблеи ООН специальной Резолюцией были приняты «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей», которые также включены в механизм защиты прав отечественных потребителей.

В Российской Федерации в области защиты прав потребителей уполномоченным органом государственной власти является Роспотребнадзор (полное название – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека). Этот орган ответственен за организацию досудебной защиты прав потребителей в России и государственный контроль за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности положений законодательства о защите прав потребителей.

В то же время предусмотрена возможность судебной защиты прав потребителей. Она заключается в обращении в суд с иском о восстановлении нарушенных прав.

Потребители также могут создавать общественные объединения (ассоциации, союзы). Эти организации тоже принимаю участие в защите прав потребителей путем проведения независимых экспертиз продукции, участия в разработке проектов законов и иных правовых актов Российской Федерации в области защиты прав потребителей, осуществления общественного контроля, распространения соответствующей информации.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Татьяна Николаевна Таряник

Эксперт по предмету «Экономика»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис