Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Расходы федерального и региональных бюджетов в области образования и пути повышения их эффективности

Определение 1

Расходы федерального и региональных бюджетов в области образования – это использование бюджетных ресурсов федерального и регионального уровней для повышения эффективности, качества образования, его доступности и решения иных задач в сфере образования в соответствии с утвержденными целевыми программами.

Значение повышения эффективности расходов федерального и региональных бюджетов в области образования

Образование следует рассматривать не только как механизм реализации способностей личности и ее потенциала за счет профессиональной трудовой деятельности или предпринимательской деятельности, но также образование следует рассматривать как важнейший инструмент экономического развития.

Статья: Расходы федерального и региональных бюджетов в области образования и пути повышения их эффективности
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Развитие технологий информатизации общественных процессов привели к формированию нового типа экономики, где человеческие ресурсы играют центральную роль. Указанное обуславливает значение образования для экономического развития.

Исследование конкурентоспособности, организуемое Всемирным экономическим форумом на основе индекса глобальной конкурентоспособности, включает в себя оценку конкурентоспособности по различным параметрам, в число которых входит здоровье и система образования и профессиональной подготовки кадров.

Образование оказывает положительное воздействие на эффективную реализацию трудовой функции, на оперативную адаптацию трудовых ресурсов к новым технологиям и процессам производства и управления. Развивающаяся экономика требует высококвалифицированных специалистов, которые будут способны оперативно адаптироваться к меняющейся внутренней и внешней среде, к перманентно растущим потребностям производства.

Именно поэтому приоритетным направлением внутренней политики на современном этапе должно стать повышение эффективности и доступности начального, среднего и высшего образования для российского населения.

«Расходы федерального и региональных бюджетов в области образования и пути повышения их эффективности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Проблемные аспекты расходов федерального и региональных бюджетов в области образования

В современной системе отечественного образования наличествует ряд негативных характеристик, на устранение которых должно быть направлено расходование бюджетных ресурсов федерального и регионального уровней. К числу таких негативных аспектов относятся:

  1. распространение платности образовательных услуг, в том числе в средней школе, что находится в противоречии с мировой практикой в сфере образования и гарантиями, содержащимися в отечественной Конституции;
  2. образование используется как инструмент для общественной селекции, в частности наличествует тенденция к выстраиванию системы образования как системы образования для привилегированной части населения и системы образования для остальных.

Кроме того, система высшего образования в стране испытывает недостаток бюджетных ресурсов. Это во многом обусловлена нестабильностью отечественной экономики, ее сырьевым характером, недостаточным развитием малого и среднего бизнеса, что, в свою очередь, приводит к:

  • неспособности государства, региональных территорий за счет бюджетных ресурсов финансировать систему высшего образования в должном объеме;
  • низкому уровню реальных доходов населения, недостатку сбережений для обеспечения образовательных потребностей;
  • к неспособности к получению российскими гражданами заемных ресурсов на приемлемых условиях для покрытия расходов, связанных с получением образования.

Основные пути повышения эффективности расходов федерального и региональных бюджетов в области образования

Развитые и развивающиеся государства сегодня направляет значительную часть бюджетных ресурсов на оптимизацию системы образования, на повышение качества образования, его доступности. Однако при этом возникает проблема не вполне эффективного использования таких бюджетных ресурсов, поскольку увеличение объемов финансовых ресурсов, направляемых на образование, не гарантирует повышение качества образовательных услуг.

В связи с вышесказанным к числу основных проблем бюджетной политики в сфере образования следует отнести повышение эффективности расходов государства в сфере образования. При этом категория эффективность должна рассматриваться как соотношение объема затраченных ресурсов и достигнутого социально полезного эффекта в сфере образования.

Такой подход прямо фиксируется бюджетным законодательством: субъекты бюджетного процесса при составлении и исполнении бюджетов должны обеспечивать в рамках своих полномочий:

  • достижение заданных результатов с привлечением наименьшего размера финансовых ресурсов;
  • достижение наибольшего социально полезного результата с привлечением ограниченного объема финансовых ресурсов.

Сегодня повышение эффективности бюджетных расходов федерального и регионального уровней связывается преимущественно с использованием программно-целевого метода, в том числе и в сфере образования. Использование программно-целевого метода предполагает, что расходование бюджетных ресурсов, бюджетное планирование ориентированы на те социальные и экономические цели и задачи, в том числе в сфере образования, которые ставит перед собой Федерация или региональная территория на определенный период.

Бюджетные ресурсы здесь увязываются с конкретными мероприятиями развития, которые должны быть реализованными ответственными субъектами в определенный срок, например, целями программ могут выступать обновление материально-технической базы образовательных учреждений, повышение квалификации молодых педагогов, социальная поддержка молодых педагогов и др.

При этом необходимо отметить, что указанный метод нуждается в дальнейшем совершенствовании, в частности совершенствовании оценки эффективности реализации мероприятий посредством увязывания таких мероприятий с планируемыми социально полезными эффектами, например, повышением уровня освоения навыков и ключевых компетенций учащихся, формирование таких качеств личности как самостоятельность инициативность учащегося, сокращение темпов подростковой преступности и пр.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 02.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot