История становления коммуникативного образования в России
Коммуникативное обучение – это функционально-смысловой или функциональный подход к освоению новых знаний и умений, при котором участникам коллективной деятельности необходимо постоянно включаться в диалоги, а идущий в это время процесс обучения должен пониматься в качестве индивидуального присвоения форм коллективной деятельности.
На сегодняшний день можно сказать, что коммуникативное обучение и образование в России приобретает собственный статус и его поддержание требует дальнейшего приложения определенных усилий и нового творческого подхода, как теоретиков, так и практиков педагогической деятельности.
В современном мире коммуникация и коммуникативные процессы и взаимодействия превратились в ведущую социальную силу созидания, осмысления, утверждения и конституирования новых отношения во всех областях социальной жизни. Коммуникативные знания и умения все чаще признают в качестве обязательного компонента современного профессионализма, что делает их необходимым компонентом современной системы образования.
Динамика социальных преобразований в современной России позволяет уверенно предполагать, что особенную популярность будут иметь коммуникативные знания, умения и навыки в следующих областях:
- профессиональные межличностные отношения – коммуникативная подготовка обязательно должна включаться в общую профессиональную компетенцию, так как в современной России расширяются возможности малого бизнеса во всех областях деятельности, а это предполагает расширение межличностного общения, которое должно превратиться из отчужденного в «человеческое»;
- организационные отношения в связи с общественностью – современный специалист требует сегодня понимания структуры, процессов и динамики той организации, в которой он работает в настоящий момент, а также понимание того, какое воздействие лично он может оказывать на жизнь и работу своей организации, насколько он готов оказать конструктивное влияние на развитие своего предприятия;
- политические дискуссии и общественные дебаты – с появлением и расширением новых гражданских институтов, политические ориентации и общественные движения будут только расти, значит спрос и необходимость в компетенции публичного общения будет возрастать. Человеку необходимо уметь ясно и аргументированно выражать свои мысли и отстаивать точку зрения, уметь критически слушать и анализировать другие точки зрения, уметь убеждать, вести переговоры и достигать соглашения. Здесь же изучается технология публичного выступления, то есть, то, как должна произноситься речь, с использованием живого языка, основанного реальном мире и соответствующем характеру аудитории;
- межнациональные и культурные связи – возрастают требования в межкультурной коммуникативной активности, как Россия заинтересована в дальнейшей интеграции в мировое сообщество. Знания межкультурной коммуникации уже сегодня являются необходимым элементом современного профессионального и социального взаимодействия, о чем говорит кардинальная переориентация в обучении иностранным языкам. На сегодняшний день практика обучения иностранным языкам все активнее ориентируется на то, чтобы знакомить учеников не только с системой иностранного языка, но и культурной, ценностями и образом жизни людей, говорящих на этом языке.
Коммуникативные дисциплины в России
Несмотря на то, что определенные области традиционной коммуникативной подготовки закреплены в подавляющем большинстве учебных программ по коммуникации в достаточно полном объеме, есть области которые остаются нераскрытыми. Например, на сегодняшний день отсутствуют основания полагать, что достаточно раскрыты курсы обучения классическим коммуникативным навыкам, таким как, публичное выступление, межличностное общение и совместная работа в группах.
Сегодня большинство российских педагогов недостаточно хорошо знакомы в широким набором коммуникативных дисциплин, существующих в практике образования на Западе, в том числе и более традиционные направления: межличностная, организационная, профессионально-деловая, групповая и политическая коммуникация, а также и более новые направления: международная коммуникация, коммуникация здоровья; коммуникация людей гомосексуальных ориентаций.
Для российских специалистов по-прежнему актуальны вопросы концептуального переосмысления: что понимают под коммуникативным подходом в современных социальных науках? Что отличает этот подход от традиционных? и пр. В попытке сформулировать определение коммуникации в современных учебниках часто отмечается преобладание редуцированного подхода, когда коммуникацию преимущественно рассматривают в качестве обмена информацией при взаимодействии.
Введение государственных образовательных стандартов в области лингвистики и коммуникации должно рассматриваться как важное начало, поворот в существующей практике и образования, и обучения в сторону интеграции коммуникативного компонента. При этом дальнейшие социально-экономические преобразования российского общества неизбежно будут подталкивать российскую образовательную систему к введению коммуникативного компонента в существенно более широких масштабах. Уже на сегодняшний день, на базе анализа разворачивающихся социальных тенденций, можно дать прогноз, что некоторые коммуникативные дисциплины получат в ближайшее время особый импульс развития. Такими дисциплинами являются:
- бизнес-коммуникация, или организационная коммуникативная и деловая коммуникация;
- межличностная коммуникация, особенно в профессиональной отрасли;
- новые информационно-коммуникативные технологии;
- философские и мета-теоретические вопросы к коммуникативной теории, например, концептуализация того, в чем специфика коммуникативного подхода и коммуникативной парадигмы, отличающаяся от остальных видов современного социального знания;
- разработка методологии коммуникативных исследований;
- экологическая коммуникация и коммуникация в области здоровья и здравоохранения.