Понятие воспитания и принципы организации воспитательной работы
Воспитание – это целенаправленный педагогический процесс, цель которого передача опыта подрастающему поколению.
Процесс воспитания предусматривает двустороннюю работу, то есть и педагог, и дети, должны быть его активными участниками, проявлять желание принимать участие в воспитательном процессе.
Задача воспитателя передать детям необходимые знания, сформировать умения и выработать навыки. Задача детей проявлять стремление и перенимать от педагога все необходимое. В том случае, если воспитатель пассивен и не заинтересован в итогах воспитательного процесса, то достижение основной цели становится невозможным. Аналогично и со стороны детей, если у них нет стимула на активное участие в воспитательном процессе, нет желания получать знания и умения, то и цель воспитания не будет достигнута.
Для достижения основной цели воспитания и организации эффективного воспитательного процесса, необходимо строить его исходя из следующих принципов:
- Первый принцип – «не навреди». Данный принцип предполагает недопущение физического или психологического вреда здоровью ребенка. Воспитательный процесс должен быть направлен на их сохранение и укрепление.
- Второй принцип – духовная насыщенность жизнедеятельности детей в образовательном учреждении. В процессе воспитания педагог должен уделять внимание не только качеству и ценности тех знаний, идей, мыслей которые он дает детям, но и их духовной насыщенности и смыслу. Воспитание ребенка должно осуществляться не механически, а посредством воздействия на эстетическое и эмоциональное сознание.
- Третий принцип – отношение к ребенку. Во время реализации воспитательно-образовательного процесса педагог должен относиться в личности каждого ребенка уважительно. Проявляется данное уважение в толерантности и поддержке со стороны педагога. В процессе своей деятельности, в рамках образовательного процесса, ребенок может свободно выражать свою точку зрения, отстаивать свое мнение, его права и свободы не ущемляются, приветствуется самостоятельность в работе. Педагог и ребенок являются равными участниками педагогического процесса. Вся работа воспитателя направлена на становление индивидуальной и самостоятельной личности.
- Четвертый принцип – индивидуальное развитие педагогов. Требования к процессу воспитания и подготовке подрастающего поколения постоянно меняются, обществу необходимы всесторонне развитые и образованные граждане. В связи с чем, предъявляются и требования к личности педагога. Педагог должен обладать необходимыми личными и профессиональными качествами (профессиональные компетенции, педагогическое мастерство, педагогическая культура и т.д.), которые он постоянно совершенствует и развивает.
Формы воспитания
Формы воспитания – это разнообразие методов и средств организации воспитательного процесса.
В настоящее время существует большое количество форм воспитания. Основными являются:
- Индивидуальная форма. Предусматривает работу с одним воспитанником. Например, в виде беседы на определенную тему.
- Групповая форма. Форма работы с устоявшимся коллективом (группой, классом и т.д.) детей. Осуществляется в виде классного часа, собрания и т.п.
- Массовая форма. Форма работы с коллективом детей, который организован на время работы. Проводится в виде конференции, соревнования, спортивных игр и т.д.
На сегодняшний день индивидуальная воспитательная работа с детьми в «чистом» виде не возможна ввиду некоторых причины: нехватка кадров, большое количество детей на одного педагога и т.д. Основными формами воспитательной работы являются групповые и массовые формы.
В рамках дошкольного учреждения проведение индивидуальной формы работы с детьми осуществляется в режимные моменты, массовая форма работы осуществляется в виде кружков, конференций, праздников и т.п.
В рамках школы основными формами воспитательной работы являются различные формы внеклассной работы (кружковая работа по различным учебным предметам и направлениям), а также общевоспитательная работа, осуществляемая классным руководителем.
Основные требования к организации воспитательного процесса
Требования к организации воспитательного процесса:
- Воспитательная работа, осуществляемая педагогом должна быть содержательная. Основой содержания является развитие познавательных интересов и способностей детей, с учетом их возрастных особенностей и потребностей.
- Объем занятия, организованного воспитателем, должен учитывать возраст воспитанников. Слишком длинное занятие вызовет у детей скуку и потерею интереса к воспитательно-образовательному процессу. Слишком короткое занятие может не удовлетворить потребность детей в получении знаний, само занятие будет быстрым и не решит всех поставленных педагогом задач, соответственно не будет достигнута его цель.
- Мероприятия, проводимые вне занятий или уроков, должны подготавливаться педагогом совместно с детьми. Это поможет не только сформировать такие черты характера как ответственность, коллективизм и т.д., но будет стимулировать ребенка на активное участие в воспитательном процессе.
- Проводимое вне занятий или уроков мероприятие, должно значительно отличаться по форме от урока (занятия). Оно должно быть более интересно и привлекательно для детей. Достигается это тем, что дети принимают большее участие в его подготовке и проведении. Таким образом, у детей воспитывается самостоятельность, ответственность, формируются организаторские навыки и т.д.
- По итогам воспитательного процесса педагог должен подвести итоги работы и участия каждого ребенка. Оценка осуществляется в корректной форме и не для того, чтобы сравнить достижения детей, а исключительного для того, чтобы подвести итоги и показать, что было достигнуто ребенком, и к чему необходимо стремиться.
- Любое мероприятия вне уроков или занятий, должно быть организовано не стихийно, а согласно плану учителя (воспитателя) и утверждено методистом.
- Воспитательный эффект мероприятия будет более высоким, если личную заинтересованность и внимание к нему проявит сам ребенок, а также если при подготовке к нему он проявит творчество, выдумку.