Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Ключевые требования к организации воспитания

Понятие воспитания и принципы организации воспитательной работы

Определение 1

Воспитание – это целенаправленный педагогический процесс, цель которого передача опыта подрастающему поколению.

Процесс воспитания предусматривает двустороннюю работу, то есть и педагог, и дети, должны быть его активными участниками, проявлять желание принимать участие в воспитательном процессе.

Задача воспитателя передать детям необходимые знания, сформировать умения и выработать навыки. Задача детей проявлять стремление и перенимать от педагога все необходимое. В том случае, если воспитатель пассивен и не заинтересован в итогах воспитательного процесса, то достижение основной цели становится невозможным. Аналогично и со стороны детей, если у них нет стимула на активное участие в воспитательном процессе, нет желания получать знания и умения, то и цель воспитания не будет достигнута.

Для достижения основной цели воспитания и организации эффективного воспитательного процесса, необходимо строить его исходя из следующих принципов:

  • Первый принцип – «не навреди». Данный принцип предполагает недопущение физического или психологического вреда здоровью ребенка. Воспитательный процесс должен быть направлен на их сохранение и укрепление.
  • Второй принцип – духовная насыщенность жизнедеятельности детей в образовательном учреждении. В процессе воспитания педагог должен уделять внимание не только качеству и ценности тех знаний, идей, мыслей которые он дает детям, но и их духовной насыщенности и смыслу. Воспитание ребенка должно осуществляться не механически, а посредством воздействия на эстетическое и эмоциональное сознание.
  • Третий принцип – отношение к ребенку. Во время реализации воспитательно-образовательного процесса педагог должен относиться в личности каждого ребенка уважительно. Проявляется данное уважение в толерантности и поддержке со стороны педагога. В процессе своей деятельности, в рамках образовательного процесса, ребенок может свободно выражать свою точку зрения, отстаивать свое мнение, его права и свободы не ущемляются, приветствуется самостоятельность в работе. Педагог и ребенок являются равными участниками педагогического процесса. Вся работа воспитателя направлена на становление индивидуальной и самостоятельной личности.
  • Четвертый принцип – индивидуальное развитие педагогов. Требования к процессу воспитания и подготовке подрастающего поколения постоянно меняются, обществу необходимы всесторонне развитые и образованные граждане. В связи с чем, предъявляются и требования к личности педагога. Педагог должен обладать необходимыми личными и профессиональными качествами (профессиональные компетенции, педагогическое мастерство, педагогическая культура и т.д.), которые он постоянно совершенствует и развивает.
«Ключевые требования к организации воспитания» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Формы воспитания

Определение 2

Формы воспитания – это разнообразие методов и средств организации воспитательного процесса.

В настоящее время существует большое количество форм воспитания. Основными являются:

  1. Индивидуальная форма. Предусматривает работу с одним воспитанником. Например, в виде беседы на определенную тему.
  2. Групповая форма. Форма работы с устоявшимся коллективом (группой, классом и т.д.) детей. Осуществляется в виде классного часа, собрания и т.п.
  3. Массовая форма. Форма работы с коллективом детей, который организован на время работы. Проводится в виде конференции, соревнования, спортивных игр и т.д.

На сегодняшний день индивидуальная воспитательная работа с детьми в «чистом» виде не возможна ввиду некоторых причины: нехватка кадров, большое количество детей на одного педагога и т.д. Основными формами воспитательной работы являются групповые и массовые формы.

В рамках дошкольного учреждения проведение индивидуальной формы работы с детьми осуществляется в режимные моменты, массовая форма работы осуществляется в виде кружков, конференций, праздников и т.п.

В рамках школы основными формами воспитательной работы являются различные формы внеклассной работы (кружковая работа по различным учебным предметам и направлениям), а также общевоспитательная работа, осуществляемая классным руководителем.

Основные требования к организации воспитательного процесса

Требования к организации воспитательного процесса:

  1. Воспитательная работа, осуществляемая педагогом должна быть содержательная. Основой содержания является развитие познавательных интересов и способностей детей, с учетом их возрастных особенностей и потребностей.
  2. Объем занятия, организованного воспитателем, должен учитывать возраст воспитанников. Слишком длинное занятие вызовет у детей скуку и потерею интереса к воспитательно-образовательному процессу. Слишком короткое занятие может не удовлетворить потребность детей в получении знаний, само занятие будет быстрым и не решит всех поставленных педагогом задач, соответственно не будет достигнута его цель.
  3. Мероприятия, проводимые вне занятий или уроков, должны подготавливаться педагогом совместно с детьми. Это поможет не только сформировать такие черты характера как ответственность, коллективизм и т.д., но будет стимулировать ребенка на активное участие в воспитательном процессе.
  4. Проводимое вне занятий или уроков мероприятие, должно значительно отличаться по форме от урока (занятия). Оно должно быть более интересно и привлекательно для детей. Достигается это тем, что дети принимают большее участие в его подготовке и проведении. Таким образом, у детей воспитывается самостоятельность, ответственность, формируются организаторские навыки и т.д.
  5. По итогам воспитательного процесса педагог должен подвести итоги работы и участия каждого ребенка. Оценка осуществляется в корректной форме и не для того, чтобы сравнить достижения детей, а исключительного для того, чтобы подвести итоги и показать, что было достигнуто ребенком, и к чему необходимо стремиться.
  6. Любое мероприятия вне уроков или занятий, должно быть организовано не стихийно, а согласно плану учителя (воспитателя) и утверждено методистом.
  7. Воспитательный эффект мероприятия будет более высоким, если личную заинтересованность и внимание к нему проявит сам ребенок, а также если при подготовке к нему он проявит творчество, выдумку.
Дата последнего обновления статьи: 13.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot