Сущность педагогического исследования
Педагогическое исследование – специально организованный процесс, направленный на поиск путей, методов и средств совершенствования педагогического процесса.
Исследование – это по своей сути процесс, который направлен на формирование новых научных знаний.
На сегодняшний день выделяют несколько видов педагогического исследования:
По продолжительности:
- краткосрочные исследования;
- долгосрочные исследования;
По глубине познания:
- описательные (диагностические): определяют уровень развития какоголибо критерия;
- экспликативные: направлены на объяснение явлений и причин их возникновения;
- эксплоративные: направлены на открытие и разработку новых процессов.
В зависимости от цели и задач исследования:
- частные (специальные) исследования;
- комплексные исследования.
Основные положения педагогического исследования:
- объективность проводимого исследования;
- необходимость рассмотрения всех фактов и их соотношение между собой;
- важность исследования особенностей объекта исследования (поведения, физических качеств, навыков, развития и т.д.);
- необходимость поиска внутренних противоречий объекта;
- рассмотрение и изучение явлений как единства противоположностей;
- соединение синтеза и анализа.
Педагогическое исследование включает в себя пять последовательных этапов:
- Этап: Определение проблемы и актуальности исследования постановка цели, предмета, объекта и задач. Теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования.
- Этап: Организация и проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов исследования.
- Этап: Обработка полученных данных и материалов и формирование выводов по итогам проведенного исследования.
- Этап: Оформление итоговых результатов исследования.
- Этап: Предложение о внедрении полученных результатов исследования в практическую деятельность образовательных учреждений, представление результатов в виде методических пособий, научных статей, тезисов и т.д.
Методы педагогического исследования и их классификация
Методы педагогического исследования – это средства и способы получения научной информации, необходимой для установления закономерностей, взаимоотношений, зависимостей и построения научных теорий.
На сегодняшний день в педагогике используются не только педагогические методы, но и методы из смежных наук (философии, социологии, психологии, математике и т.д.).
В настоящее время существует несколько классификация педагогических следований, каждое из которых классифицирует методы согласно их признакам, способам организации, направленности и т.д.
Общепринятая классификация методов педагогического исследования:
Теоретические методы педагогического исследования – направлены на уточнение, расширение и систематизацию научных фактов, с целью объяснения и предсказания педагогических явлений. К теоретическим методам педагогического исследования относятся:
- Анализ – умственное разложение целого исследуемого на составные части, выделение характерных признаков каждой части.
- Синтез – мысленное соединение свойств и признаков явления в единое целое.
- Сравнение – определение и установление сходства или различия между исследуемыми явлениями.
- Абстрагирование – отвлечение определенного свойства или признака исследуемого предмета от его иных признаков, связей и свойств.
- Конкретизация – противоположная абстрагированию операция, направлена на мысленное воссоздание исследуемого предмета на основании выделенных ранее абстракций.
- Обобщение – выделение общих черт и признаков в исследуемых процессах и явлениях.
- Моделирование – построение моделей, с целью изучения их реальных явлений и процессов.
- Индукция и дедукция — логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных.
Эмпирические (практические) методы педагогического исследования – направлены на получение информации и материалов посредством организации практической деятельности. К эмпирическим методам педагогического исследования относятся:
- Методы сбора и накопления информации (данных) – анкетирование, беседа, тестирование, наблюдение, интервью, изучение продуктов деятельности детей, изучение педагогической документации и т.п.
- Методы по контролю и измерению собранной информации (данных) – шкалирование, тесты, ранжирование, срезы и т.п.
- Методы по обработке полученных данных с целью представления их в виде конечного результата – статистические, математические, табличные, графические и т.п.
- Методы оценивания полученных результатов исследования – рейтинг, консилиум, самооценка и т.п.
- Методы по оформлению и внедрению полученных результатов исследования в педагогическую практику – тезисы, методические пособия и рекомендации, опытное обучение и т.п.
Помимо представленной классификации, методы педагогического исследования принято классифицировать согласно:
Логике применения методов исследования:
- организационные методы: сравнительный, комплексный и лонгитюдный;
- эмпирические методы получения данных: обсервационные, экспериментальные, психодиагностические и т.п.
- методы, направленные на обработку результатов, полученных в ходе экспериментирования: количественный и качественный анализ;
- интерпретационные методы, направленные на интерпретацию полученного результата, с выделением характеристик: генетический и структурный.
По способам выбора варианта действий испытуемых в ходе исследования:
- рациональный выбор: осмысление предложенного материала (дописывание фразы, дорисовывание картинок и т.д.);
- эмоциональный выбор: фиксация эмоционального отклика на задание;
- деятельный выбор: описание конкретного действия испытуемого.
По способу сбора материала и информации:
- методы психодиагностики на основе наблюдения;
- опросные психодиагностические методы;
- объективные психодиагностические методы, включая учет и анализ поведенческих реакций человека и продуктов его труда;
- экспериментальные методы психодиагностики.