Календарно-тематическое планирование – это раздел рабочей программы учебно-воспитательного учреждения, включающий дифференцированный материал, соответствующий учебному плану и графику годовой деятельности учебного заведения.
Рабочая программа относится к важным документам образовательного заведения, поскольку содержит предмет, цели и задачи обучения на определенном этапе его прохождения. Она разрабатывается на базе образовательной программы, предложенной Министерством образования на текущий год. По сути, она является разделом этой программы.
Такое планирование предполагает подразделение учебной программы на определенные разделы, которые отражают тематику курса, его содержание и период изучения, формы и методы организации изучения материала, приемы и средства обучения. Кроме того, в календарном плане детально прописывается временной период обучения конкретного курса, каждой его темы и каждого занятия.
Целевое назначение и функциональная роль календарно-тематического планирования
Календарно-тематическое планирование охватывает временной период равный одному учебному году. Оно отражает содержание и целевое назначение рабочей программы на четверть, триместр, полугодие и год. Важно, что по истечении данных временных периодов, проводится сверка данных плана и реальных итогов деятельности педагога, изучении всего материала курса, представленного в рабочей программе учебного заведения.
В календарно-тематическом плане указывается порядок действий педагога по определенной дисциплине на учебный год, полугодие, четверть. Он должен отвечать требованиям Федеральных образовательных стандартов.
Календарный план помогает педагогу составить план и прогноз своей будущей работы, эффективно и рационально распределить имеющиеся ресурсы: учебный материал, кадровые и трудовые ресурсы.
Календарно-тематическое планирование должно составляться таким образом, чтобы обеспечить выполнение образовательной работы в соответствии с программным и методическим оснащением учреждения, грамотно распределить учебные и воспитательные темы и занятия, обеспечив максимальную эффективность их освоения.
Календарно-тематическое планирование имеет следующее целевое назначение:
- Дает возможности определения места каждой темы конкретной учебной дисциплины в курсе и место каждого учебного занятия по данной теме.
- Дает возможности выявить взаимосвязи, провести сравнительную характеристику по темам и занятиям курса.
- Дает варианты организации рациональной работы по достижению запланированных при составлении рабочей и образовательной программы результатов обучения и воспитания.
Поскольку, новые ФГОС ориентированы на воспитание личности учащегося, применение индивидуального подхода в обучении. Оно предполагает не просто развитие учащегося, а создание условий для его саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни и трудовой деятельности. Требуется развивать учащихся во всех направлениях деятельности и научить их самостоятельности, возможности принимать решения в различных ситуациях. В этой связи, календарно-тематическое планирование должно быть ориентировано на развитие личностных компетентностей учащихся. Это требует указание в плане итоговых результатов, касаемо не только получения знаний и навыков по определенной дисциплине, но и планирование метапредметных и личностных результатов реализации учебно-воспитательной деятельности.
Содержание календарно-тематического плана
Как правило, содержание календарно-тематического плана отображается в табличной форме, графы которой заполняются разделами содержания, временным периодом реализации отдельных тем и занятий, их наименованием, нумерацией.
В календарном плане прописываются все виды учебной деятельности. Они распределяются по нескольким разделам:
- Название разделов и тем изучения.
- Количество часов, отводимых на каждую тему и учебное занятие.
- Разновидности учебных занятий. Учебные занятия проводятся путем организации разнообразных видов деятельности. На занятиях предлагаются ситуационные постановки, в которых должны принимать участие дети. Педагог выполняет лишь функцию организатора и направляющего. Решить проблему, принять решение, выполнить задание учащиеся должны самостоятельно. При этом, на занятии могут быть использованы все возможные виды деятельности и соответствующее ресурсное обеспечение.
- Разновидности проведения проверочных мероприятий по усвоению учебной программы, темы, курса. Сюда входят контрольные работы и самостоятельные задания.
- Даты отдельных занятий. При этом указывается плановая дата проведения занятия, соответствующая расписанию учебного учреждения и фактическое проведение занятий в учебном периоде, которая ставится на основании реального проведения занятий.
- Домашнее задание. Это является необязательным разделом, но большинство педагогов добавляют его в план, поскольку домашние задания входят в рабочую программу практически каждого учебного заведения.
- Примечания. Сюда, педагог включает отметки, необходимые ему при составлении календарного плана. Они могут касаться дополнительной литературы, применяемой при организации занятий, отдельные задания, дифференцированные по группам учащихся в зависимости от их успеваемости и уровня развития, индивидуальные расширенные задания для одаренных детей, применение дополнительного технического оборудования на занятиях, организация занятий в специфической, необычной форме, применение творческих, креативных методик, подхода.
Содержание календарно-тематического плана должно соответствовать рабочей программе. Конечно, отклонения от нее возможны, но они не должны превышать 30%. При этом, они должны быть обязательно аргументированными и прописываться в пояснениях к плану. Расхождения могут касаться специфики отдельной дисциплины или наличия ресурсного обеспечения учебного учреждения.