Этапы создания мини-музея
Музей – это специально организованное пространство образовательного учреждения, которое способствует расширению кругозора детей (воспитанников, учащихся, студентов), с целью повышения их воспитанности, образованности и приобщению к вечным ценностям.
Создание и оформление мини-музея является достаточно трудоемкой работой, состоящей из нескольких этапов.
Этапы создания мини-музея в образовательном учреждении:
Первый этап – предполагает постановку целей и задач создания мини-музея. На данном этапе проводятся следующие мероприятия:
- родительское собрание;
- консультации;
- проведение индивидуальной работы.
Второй этап – предполагает определение организаторов с выбором помещения, в соответствии с количеством предполагаемых экспонатов и количеством будущих посетителей.
Третий этап – состоит в том, что объявляется сбор экспонатов, в соответствии с тематикой музея, их прием и регистрация в каталоге.
Четвертый этап – процесс оформления мини-музея, осуществляется на основании соблюдения ряда обязательных условий:
- оформление помещения в соответствии с эстетическими нормами и правилами;
- если мини-музей располагается в ДОУ, то обязательным условием является наличие детской мебели, настольных игр, связанных с тематикой музея;
- соблюдение норм гигиены и правил безопасности.
Пятый этап – разработка тематики и содержания занятий и экскурсий, которые будут проводиться в музее, с целью ознакомления детей с экспонатами.
Шестой этап – разработка перспективно-тематического плана работы, предусматривающего проведения не только занятий с детьми, но и мероприятий для родителей, организацию выставок и конкурсов. Подбор материалов, необходимых для работы с детьми и родителями.
Седьмой этап – выбор ответственных и владеющих темой экскурсоводов. В качестве экскурсоводов могут быть выбраны дети (учащиеся, старшие дошкольники), родители, кто-то из педагогов.
Восьмой этап – открытие мини-музея, приглашение на открытие гостей (детей, родителей, педагогов).
Принципы создания мини-музея
Создание и оформление мини-музея осуществляется с опорой на следующие принципы:
- Принцип интеграции – обязательный учет образовательной программы, направленность на решение ее целей и задач.
- Принцип интерактивности и деятельности – предоставление детям возможности реализовать себя в различных видах деятельности.
- Принцип природосообразности – создание и оформление на основании психических и физических особенностях детей разного возраста (дошкольного, школьного, подросткового и т.д.), обеспечение возможности реализовать свой природный потенциал.
- Принцип научности – все экспонаты, представленные в мини-музее должны полностью соответствовать его тематике, быть понятны и доступны для понимания и восприятия детям.
- Принцип гуманизации и партнерства – предоставление условий для всестороннего и своевременного развития ребенка, поощрения его творческой деятельности и инициативности.
- Принцип культуросообразности – ориентация на приобщение детей к общечеловеческой и мировой культуры и ценностям.
- Принцип вариативности и динамичности – постоянное дополнение и обновление экспозиций музея, в соответствии с его тематикой и возрастными потребностями детей.
- Принцип разнообразия – содержание экспонатов должно быть разнообразно и разносторонне освещать тематику.
- Принцип регионального компонента – предоставление детям возможности ознакомления с культурным наследием своего народа, малой Родины, региона, страны.
Оформление мини-музеев
Одним из наиболее оптимальных способов размещения экспонатов в мини-музее является их размещение на разных уровнях: горизонтально и вертикально. С этой целью используются стеллажи, настенные полки, ширмы, столики, тумбы, стенды и т.д.
Расположение всех экспонатов только на горизонтальной плоскости является нецелесообразным и скучным. Размещенные таким образом экспонаты скучны для восприятия. Размещение в одной плоскости логично и обосновано для коллекций.
Основной задачей мини-музея является показ экспоната со всех сторон и отражение его взаимосвязи с тематикой музея и иными его экспонатами.
Оформление мини-музея предполагает использование не только традиционных методов размещения экспонатов, но и нестандартного подхода, с целью сделать его привлекательным для посетителей:
- размещение на интересных и необычных настенных полках;
- использование разнообразных ширм, стендов и мобилей;
- использование мелкого материала на искусственных или сухих ветках деревьев.