Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Изучение влияния эмоциональных переживаний учеников на образовательный процесс

Роль эмоций в учебной деятельности

Определение 1

Эмоции - это психический процесс, выступающей отражением реакции организма на конкретное событие, явление процесс или окружающий мир в целом.

Эмоции выступают важным фактором функционирования образовательной деятельности. Поскольку ее субъектами выступают педагог и учащиеся, то каждый из них испытывает определенные чувства и эмоции в ходе его прохождения.

Эмоции оказывают воздействие на все компоненты образовательной деятельности. эмоции учащегося в образовательном процессе отражают его текущие переживания по поводу различных его аспектов, восприятие им школьной обстановки, учебно-воспитательного процесса, выражают отношения к другим учащимся, к педагогам, к самой школе и ее организационным моментам.

Замечание 1

Эмоции, как правило, носят кратковременный характер, т.е. они отражают текущее состояние организма, чувства, испытываемые в данный временной момент. Однако, интенсивность и продолжительность эмоций зависит от конкретной ситуации и личностных особенностей учащегося.

Эмоции учащегося, по сути, отражают окружающую действительность, реалии образовательного пространства. При этом, это отражение носит субъективный характер, поскольку одна и та же ситуации, происходящая в ходе образовательной деятельности, воспринимается по-разному каждым учащимся. Например, неудачное написание контрольной работы, плохая отметка могут повергнуть в уныние одного учащегося и мотивировать к познанию другого.

Эмоциональные переживания занимают важное место в учебной деятельности. Их роль в образовательном пространстве можно отразить следующими положениями:

  1. Разные эмоции имеют разную интенсивность проявления. Педагогу требуется выявить, какие эмоции учащегося носят преобладающий характер.
  2. Эмоциональное удовлетворение, стыд, гнев, довольство собой проявляются в разных аспектах учебного процесса. Учащиеся испытывают их с определенной периодичностью и интенсивностью.
  3. Эмоциональное восприятие учебного процесса оказывает воздействие на самопознание и саморазвитие личности.
  4. В случае развитого стремления к эмоциональному исследованию учащийся стремится выявить для себя что-то интересное, приятное или, напротив, определить отрицательные моменты, чтобы исключить их из своей жизни.
  5. В основе познавательной мотивации лежат эмоции и чувства. Как правило, привлечь ребенка к обучению, заставить его познавать мир возможно только тогда, когда он испытывает определенные чувства и эмоции, связанные с тем или иным направлением познавательной деятельности.
  6. Постепенное развитие познавательных чувств, которые выступают определенным двигателем развития образовательной системы. Сами же эмоции и чувства, испытываемые в ходе познания, постепенно развиваются и расширяются: появляется чувство недоумения, сомнения, жажды поиска, жажды познания, научного анализа и т.д.
  7. Мотивы действий, которые лежат в основе положительных эмоций приобретают в школьном возрасте осознанный и устойчивый характер и становятся действенным средством активизации познания.
  8. Если образовательная деятельность учащегося носит эмоциональный окрас, то она способствует его духовно-нравственному развитию.
«Изучение влияния эмоциональных переживаний учеников на образовательный процесс» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Функциональная роль эмоциональных переживаний в образовательном процессе

Эмоциональные переживания, которые испытывают учащиеся в ходе реализации учебной деятельности, выполняют следующие функции:

  1. Сигнальная функция. Любая деятельность педагога имеет эмоциональный окрас (опрос учащихся, настроение, личные переживания, проявление гнева или доброжелательный настрой), который является коммуникативным сигналом, воздействующим на эмоциональную сферу учащихся. Его восприятие каждым отдельным учащимся различно. Но эти сигналы перерабатываются в эмоциональные переживания учащихся и выражаются ими, посредством проявления обиды или агрессии, гнева, радости, удовольствия, страха и т.д. Потребности и мотивы деятельности учащихся, во многом, определяют восприятие ими сигнальных функций.

  2. Тормозящая и подталкивающая функция. Она связана с формированием на каждом учебном занятии эмоционального микроклимата, который способствует, либо активизации познавательной работы, либо тормозит этот процесс. Учебное занятие должно приносить положительные эмоции учащемуся. Иначе процесс обучения становится неинтересным и скучным. Познание находится под влиянием эмоций. Поэтому, комфортная обстановка на учебном занятии стимулирует к познанию, повышая его эффективность. Если учащийся не успевает по образовательной программе, выполняет задания плохо, то он чаще всего испытывает стыд, печаль, напряжение. Если еще и педагог отчитывает его за неуспеваемость, ругает за ошибки, то эффективность познания снижается. Мотивация учащегося к учебной деятельности снижается до минимума и происходит расслабление. Учащиеся с хорошей успеваемостью, напротив, испытывают чувства радости и удовлетворения от учебной деятельности.

  3. Функция активности. Она связана с оказанием воздействий эмоциональных состояний педагога и учащихся на организацию преподавания и ход образовательной работы. Положительные эмоции побуждают педагога к реализации творческого подхода в обучении, стимулируя тем самым учащихся к познанию.

  4. Оценочная функция. Она связана с тем, что эмоциональные переживания учащихся являются оценкой учебного процесса. Учащиеся эмоционально воспринимают личность педагога, его подход к обучению, стиль работы, характер, внешний вид. От их эмоционального восприятия зависит успех обучения, мотивация к познанию, достижение целей и задач образования.

  5. Побуждающая функция. Эмоции побуждают к действиям. Поэтому, испытание тех или иных эмоций в ходе обучения заставляет совершать определенные действия, побуждают к обучению и развитию, самореализации.

    Переживание учеником <a href=ситуации успеха. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />

    Рисунок 1. Переживание учеником ситуации успеха. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

  6. Функция взаимного воздействия. Она основана на том, что эмоциональные переживания педагога и учащихся являются средством построения системы эффективного взаимодействия между ними.

Дата последнего обновления статьи: 19.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot