Технология исследования передового педагогического опыта
Передовой педагогический опыт – это практика организации учебно-воспитательного процесса, дающая наиболее высокий педагогический результат в достижении образовательных целей и задач при меньших материально-технических и кадровых затратах.
Передовой педагогический опыт характеризуется следующими параметрами:
- Высокие количественные и качественные показатели итогов образовательной работы.
- Создание образовательной системой личности, имеющей социальную ориентацию своей жизнедеятельности.
- Высокообразованные учащиеся.
- Сформированность познавательной заинтересованности учащихся, их стремление к познанию и потребность в нем.
- Желание саморазвиваться, самообучаться и самосовершенствоваться.
- Применение педагогом творческого подхода к организации учебно-воспитательной работы.
- Научно-организованный труд.
- Оптимальность педагогического опыта т.е. максимальный результат при минимальных затратах.
- Перспективность и научная обоснованность педагогического опыта.
Изучение передового педагогического опыта – это один из методов педагогического исследования, ориентированный на проведение мониторинга педагогической практики, выявление новых направлений педагогической работы и подходов к организации учебно-воспитательного процесса.
Этот опыт исследуется на основе изучения массового педагогического опыта, работы педагогических коллектив в течение конкретного временного промежутка с использованием различных методик и технологий диагностирования.
Передовой педагогический опыт изучается на разных уровнях существования педагогического процесса: на уровне города, области, региона, страны, отдельного учебного учреждения.
Технология исследования передового педагогического опыта основывается на применении ряда методов. К ним относятся следующие:
- Наблюдение за протеканием педагогического процесса. Данный метод основывается на составлении плана мероприятий по наблюдению, определению его целей и составлении системы мероприятий. Наблюдение необходимо проводить регулярно. Оно должно носить системный характер, а его итоги правильно фиксироваться и адекватно оцениваться. Метод наблюдения позволяет оценить реализацию педагогического процесса в динамике и развитии;
- Проведение бесед с педагогами. Беседы начинаются с того, что педагогам объясняется целевое назначение изучения их работы и рассказывается об акцентировании внимания исследователей на тех или иных направлениях их работы, отдельных мероприятиях и подходах. Беседа позволяет выявить все детали реализации педагогического процесса, его отдельных этапов.
- Исследование педагогической документации. Документация ведения педагогической работы отражает процесс ее планирования и прогнозирования, показывает программы и мероприятия, которые были реализованы в его ходе, позволяет изучить отчеты о педагогической деятельности, чтобы проанализировать ее итоги, рассмотреть творческие направления деятельности и т.д.
Изучением педагогического опыта занимаются следующие подразделения:
- Цикловые комиссии и лаборатории;
- Разнообразные методические общества и объединения;
- Научные коллективы по исследованию педагогических вопросов и актуальных проблем;
- Научно-педагогический семинар;
- Школы педагогического мастерства;
- Курсы по узконаправленным проблемам педагогики;
- Курсы повышения квалификации педагогов.
Обобщение педагогического опыта
Чтобы передовой педагогический опыт получил практическое применение его необходимо обобщить.
Обобщение педагогического опыта – это методическая работа по выбору и исследованию отдельного уровня или направления педагогической работы, его осознание, анализ, обоснование, систематизация, рациональное описание.
Обобщение педагогического опыта ориентировано на выявление его приоритетных сторон, существенных признаков педагогической деятельности.
Обобщение опыта позволяет отразить различные стороны педагогического процесса и определить методы, способы и средства педагогической деятельности, посредством которых удалость достигнуть максимального эффекта при реализации педагогической деятельности в области обучения и воспитания.
Обобщение опыта реализуется посредством применения следующих методов:
- Демонстрация.
- Рассказ.
- Описание.
Каждый из этих методов реализуется в трех основных формах:
- Научное представление. Оно выражается в написании статей научного характера, диссертаций или монографий.
- Методическая форма. Она предполагает предоставление рекомендательных писем, методических разработок, написание докладов.
- Прикладные материалы. Такие материалы представляются в виде распечатки листовок, создании альбомов, проспектов, плакатов, представление данных в видео и аудио формате, создание презентаций, слайд-шоу, схематичного или табличного представления.
Рисунок 1. Обобщение и распространение педагогического опыта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Стадии изучения и обобщения передового педагогического опыта
Работа по исследованию и обобщению передового педагогического опыта реализуется в несколько стадий:
- Постановка цели исследования.
- Выбор форм и методов педагогической деятельности, которые будут изучаться, а также выявление уровня их закономерности.
- Определение технологий и приемов, методик, посредством которых будет реализовано изучение опыта.
- Формулирование гипотезы, свидетельствующей о результативности и объясняющей эффективность данного педагогического опыта.
- Определение диагностирующих мероприятий и условий их протекания.
- Выявление особенностей изучаемого педагогического процесса, его условий, отдельных специфических параметров и участков прохождения учебно-воспитательного процесса.
- Сверка проведенного исследования с плановыми параметрами.
- Обобщение изученного материала и формулирование адекватных количественных и качественных параметров реализации педагогического процесса.
- Мониторинг проведенного исследования и его итогов. Происходит оценка каждого компонента, который оказал воздействие на образовательную деятельность.
- Составление рекомендаций по применению данного опыта на практике, его целесообразности, а также определение возможности его дальнейшего обогащения и развития.